Наверняка многие предприниматели сталкивались с успешными конкурентами, активно продвигающими свои бренды на рынок, и у них закрадывалась идея «избавить» конкурента от их «балласта», приносящего им существенный доход. Знакомая ситуация?
Если с ней столкнулись вы, у вас возникает закономерный вопрос – а можно ли вообще избавиться от товарного знака конкурента? Ответ на данный вопрос не столь однозначен. Да, теоретически, Гражданский кодекса России (далее – ГК РФ) содержит основания для лишения исключительного права на товарный знак. Но проблема заключается в том, чтобы грамотно воспользоваться ими.
ГК РФ делит основания для прекращения исключительного права на товарный знак на две группы:
Оспаривание и признание недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (статья 1512 ГК РФ);
Прекращение правовой охраны товарного знака (статья 1514 ГК РФ).
Оспаривание и признание недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку означает, что правовая охрана товарного знака прекращается с момент ее возникновения, т.е. получается, что ее как бы не было вовсе. Прекращение правовой охраны товарного знака означает, что правовая охрана прекращается с определенного момента в будущем.
Не всеми основаниями для прекращения исключительного права на товарный знак можно воспользоваться, чтобы как можно скорее прекратить правовую охрану товарного знака конкурента. Так, например, наступления такого основания, как прекращение правовой охраны товарного знака в связи с истечением срока действия исключительного права на товарный знак можно ждать очень долго. И не факт, что оно вообще наступит, если товарный знак имеет ценность для правообладателя. Но вот другими основаниями вполне можно воспользоваться.
Для этих целей, в первую очередь, подойдут следующие основания для оспаривания и признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку:
1. Если правовая охрана была ему предоставлена с нарушением требований пунктов 1 - 5, 8 и 9 статьи 1483 ГК РФ, правовая охрана товарного знака может быть признана недействительной полностью или частично. Статья 1483 ГК РФ устанавливает основания для отказа в государственной регистрации товарного знака. Товарный знак проверяется на соответствие данным основаниям на стадии регистрации товарного знака. И на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 1512 ГК РФ предоставление правовой охраны товарному знаку можно признать недействительной, если товарный знак:
а) не обладает различительной способностью или состоит только из следующих элементов:
вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
являющихся общепринятыми символами и терминами;
характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
б) включает, воспроизводит или имитирует официальные символы, наименования и отличительные знаки либо их узнаваемые части:
государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);
сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их флаги, гербы, другие символы и знаки;
официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия.
в) представляет собой или содержит элементы:
являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;
противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
г) полностью совпадает или хотя бы похож на официальные наименования и изображения особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия.
д) представляет собо или содержит элементы, которые охраняются в одном из государств - участников этого международного договора в качестве обозначений, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.
е) полностью совпадает или просто похож на охраняемое в России фирменное наименование или коммерческое обозначение либо на наименование селекционного достижения, зарегистрированное в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.
ж) полностью совпадает или просто похож на
название известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака (статья 1492) произведения науки, литературы или искусства, персонаж или цитату из такого произведения, произведение искусства или его фрагмент, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;
имя (статья 19), псевдоним (пункт 1 статьи 1265 и подпункт 3 пункта 1 статьи 1315) или производное от них обозначение, портрет или факсимиле известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника;
промышленный образец, знак соответствия, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.
2. В течение пяти лет со дня публикации сведений о государственной регистрации товарного знака в официальном бюллетене (статья 1506) правовую охрану товарного знака можно признать недействительной полностью или частично, если правовая охрана была ему предоставлена с нарушением требований пунктов 6, 7 и 10 статьи 1483 ГК РФ. И на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 1512 ГК РФ предоставление правовой охраны товарному знаку можно признать недействительной, если товарный знак:
а) полностью совпадает или просто поход на товарные знаки ранее зарегистрированные или просто поданные на регистрацию в Патентное ведомство России в отношении однородных товаров.
б) полностью совпадает или просто похож на охраняемые наименования места происхождения товаров (НМПТ).
3. Если товарный знак зарегистрирован не на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, а на простое физическое лицо, то правовая охрана товарного знака может быть признана недействительной полностью. Обращаю внимание, что в Реестре товарных знаков (знаков обслуживания) специально не указывается, что правообладателем является именно индивидуальный предприниматель. Таким образом, если вы видите в Реестре запись, что правообладателем является физическое лицо, то по умолчанию считается, что статус индивидуального предпринимателя у него есть.
4. Если правовая охрана предоставляется товарному знаку, который был зарегистрирован позже, чем товарному знаку был присвоен статус общеизвестного товарного знака, то в этом случае правовая охрана обычного товарного знака может быть признана недействительной полностью.
5. Если товарный знак регистрируется не на заявителя, а на имя его агента или представителя, то правовая охрана такого товарного знака может быть признана недействительной полностью.
6. Если действия правообладателя по регистрации товарного знака признаны злоупотреблением правом либо недобросовестной конкуренцией, правовая охрана товарного знака может быть признана недействительной полностью или частично.
Можно также попытаться воспользоваться следующими основаниями прекращения правовой охраны товарного знака и избавиться от товарного знака конкурента:
1. на основании принятого в соответствии со статьей 1486 ГК РФ решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием.
2. на основании принятого по заявлению любого лица решения Патентного ведомства России о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с прекращением юридического лица - правообладателя или регистрацией прекращения гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя - правообладателя.