Ответ лежит на поверхности, и совершенно очевиден.
Кто-то скажет: «Конечно родители! Что за глупый вопрос!?». И их не переубедить.
Другая часть аудитории скажет, что основная воспитательная миссия лежит на школе, ведь там ребёнок проводит большую часть дня.
В школах есть должность замдиректора по воспитательной работе, классные руководители составляют планы воспитательной работы, прописывают цели, задачи, план-сетки мероприятий. В конце учебного года анализируют воспитательную работу, что получилось, а что нет. На следующий учебный год опять ставят цели и задачи… И так из года в год. Целая индустрия профессионально-обученных людей работает на воспитание детей, пусть они и занимаются.
Культ-поход в театр
В двадцать два года я в первый раз была классным руководителем, и искренне считала, что в театр классом ходить категорически неправильно! В своих рассуждениях я опиралась на личный негативный опыт. Долго выбираешь подходящий день, освобождаешь единственный вечер от всех забот и хлопот, приходишь в театр, настраиваешься на встречу с прекрасным, предвкушаешь погружение в мир Мельпомены, берешь бинокль в конце концов, чтобы этот мир был максимально приближен, усаживаешься в бархатное кресло и тут «Бац!» кто-то лезет с одного ряда на другой поверх кресел. Оглядываешься, а вокруг тебя десяток другой подростков, которые вряд ли испытывают такие же чувства как и ты по отношению к театру. Ребята весь спектакль болтали друг с другом, хорошо, что тогда еще не было мобильных телефонов, а то можно было бы еще «получать удовольствие» от светящихся экранов. Они пришли план-сетку выполнять. Театр посетили, галочку поставили.
Ромео и Джульетта
Помню себя в шестом классе, нас привели смотреть «Ромео и Джульетту» в оперный театр. Первые ряды и мы вооруженные биноклями. Шекспировские страсти нас абсолютно не волновали, мы с удовольствием разглядывали чёрное трико Ромео, которое было зашито белыми нитками! 90-е годы, театры нищенствовали, но нам не было до этого дела, волновали белые торчащие нитки и то, что молодая Джульетта была не молода. «Не верю!» - кричало наше нутро, какая же это четырнадцатилетняя барышня, если это тётка старая.
Встреча с прекрасным потерпела фиаско
Ну вот, собственно, и все воспоминания о самой печальной повести на свете. Этот опыт сформировал во мне устойчивое понимание, что в театр с классом ни за что и никогда! Неуправляемая масса незаинтересованных малышей! Только с мамой за ручку, чинно, благородно. Каждая мама ведёт своего ребенка в театр и приобщает его к прекрасному.
Прошло время. И мне стало очевидно, что это я не умела управлять малышами. Это я не могла их заинтересовать. Я просто купила билеты, спросила кто пойдёт, и мы пошли.
День Творчества
Однажды я смогла получить совершенно другой опыт. В школе проводилось традиционное мероприятие День Творчества. Каждый год темы разные, в тот год День Творчества был посвящён Александру Сергеевичу Пушкину. Выступает весь класс. Умеешь танцевать, петь, декламировать или нет неважно. Умеешь – хорошо, не умеешь научишься, попробуешь. Между 9,10, 11 классами распределили главы Евгения Онегина и начали подготовку к театрализации.
Я не знала что делать
«А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего дорогого Шекспира!» - стучало в голове. С чего начать? И я решила, что сначала сходим в обычный театр и посмотрим оперу «Евгений Онегин». Девятый класс и опера! Это риск, но ребята знали зачем шли, был сформулирован мотив, мы должны посмотреть и научиться делать так же. Поэтому, когда Татьяна 20 минут в полном одиночестве пела письмо Евгению, к моему великому удивлению, ребята выдержали испытание искусством. Особенно впечатлительные по окончании спектакля поделились некоторым разочарованием: «Я всё ждал монолог Чацкого, но его не пропели!» Что уж говорить о подготовке собственного выступления, чтоб не хуже, чем в оперном театре! Потом мы смотрели балет «Лебединое озеро» и уже было, что сравнивать, кому-то опера понравилась больше, чем балет. Главное, что появилось желание посмотреть.
Сейчас я уже не считаю, что школьная воспитательная работа в виде похода в театр с классом – это безумство. Более того, практика показывает, что побывать в театре с классом ребятам проще, чем с родителями, они работают, им бывает некогда.
С уважением, учитель истории Екатерина Узакова.
Гимназия №1 города Челябинска.