Изящный взмах полосатым жезлом. Иномарка подчиняется требованию полицейского: прижимается к обочине и останавливается.
— Здравствуйте. Старший лейтенант Горбунова. Нарушаем? Предъявите документы, — вежливо обращается к водителю, не пропустившему людей на пешеходном переходе, инспектор ДПС. Мужчина за рулем расплывается в улыбке. Он впервые видит, что за порядком на дороге следит женщина. Да еще красивая. Смущенная улыбка не сходит с его лица во все время общения с Анной. Многие автомобилисты в таких случаях говорят комплименты, пытаются познакомиться, дарят цветы, провожают заинтересованными взглядами.
Единственная женщина-инспектор полка ДПС ОГИБДД Управления МВД России по Самаре Анна Горбунова рассказала о себе и своей службе.
По 12 часов
Анна с детства мечтала служить в полиции — пойти по стопам мамы.
— Ее часто не было дома, пропадала на службе. Но я восхищалась тем, как она справляется со своими обязанностями, — рассказала Горбунова. — Мама работала в 80-е годы в дружном коллективе, где всегда помогали друг другу, в беде не бросали. Я знала, что в милиции трудятся достойные люди. Законность, порядок, уверенность — все это привлекало меня. Да и девушка в форме выглядит красиво.
Но после школы Анна, послушав подругу, выбрала училище культуры и получила профессию режиссера-постановщика. Думала, что будет интересно, ждут гастроли. Не сложилось. Затем окончила экономический факультет Самарской гуманитарной академии. В 2003 году мечта сбылась — поступила на службу в милицию. Сначала работала в Самарском РОВД, затем в Ленинском. В 2011 году после декрета перешла в Госавтоинспекцию. И вот уже восемь лет Горбунова обеспечивает безопасность дорожного движения. С напарником, капитаном Александром Семеновым в составе одного экипажа четыре года.
— Мы дежурим два дня в день, два в ночь, по 12 часов, затем у нас два выходных, — уточнила Анна. — Когда дежурство дневное, я встаю в 4 утра. В 6 часов в полку развод — построение личного состава перед заступлением на службу. Получаем специальные средства: наручники, оружие и другое. Затем отправляемся на территорию — за нами закреплены Ленинский и Самарский районы. Бывают рейды, и тогда нас задействуют в других частях города. Дневное дежурство длится до 16.00, ночное — до 3 часов. Но не всегда мы заканчиваем именно в это время. На линии случается всякое. И зимой и летом, и в мороз и в жару мы на посту. После дежурства приезжаем в полк, сдаем спецсредства, возвращаемся домой.
Наказания не избежать
— В центре города дорожная обстановка в целом спокойная, — считает Горбунова. — Мы выявляем, пресекаем нарушения, предупреждаем водителей, как делать нельзя. Не всегда результатом общения с нами становятся протокол и штраф. Иногда достаточно беседы. Если нарушение серьезное, например вождение в нетрезвом виде, наказания не избежать.
Недавно на улице Комсомольской Горбунова и Семенов остановили водителя автомобиля Renault. У того были явные признаки опьянения. В машине с ним находились супруга и маленький ребенок. Выяснилось, что у гражданина нет водительских прав. Он думал: ничего страшного — ехать недалеко, справится. Когда мужчина понял, что наказания не избежать, бросился наутек. Семенов — вдогонку. Нарушителя задержали в тупиковом дворе, куда на патрульной машине подъехала Горбунова. На «бегуна» надели наручники. Судья назначил ему административный арест.
— Как-то видели его. Предупредили, чтобы за руль не садился, иначе наступит уже уголовная ответственность, — сказала Анна.
Вот еще один случай. На Волжском проспекте задержали мужчину, который угнал у сожительницы машину и катался на ней нетрезвым. Гражданин ростом под два метра, вышел после длительного заключения полгода назад. Оказал полицейским сопротивление. Угрожал. Пришлось за ним побегать. На помощь подоспели два экипажа. Когда наконец буйного мужчину усадили в патрульную машину, тот достал из ботинка заточку. Инспекторы применили спецсредства.
— В подобных ситуациях в ход идут наручники, — уточнила Горбунова. — Газовый баллончик стараемся не использовать. Применения оружия в моей практике не было.
Часто автомобилисты, управляя транспортом в состоянии опьянении, идут на хитрости, лишь бы не попасться сотрудникам ГИБДД. Однажды нетрезвая компания — водитель и его пассажиры — скрылась от инспекторов. В одном из дворов Горбунова и Семенов обнаружили их машину, но в ней никого не было. Рядом стояли мужчины, от которых исходил резкий запах алкоголя. Они сказали, что вышли покурить и не знают, чье это авто. Инспекторы отъехали в сторонку и стали наблюдать. Через некоторое время машина начала движение. Снова погоня. И кто же был в авто? Те самые мужчины из двора.
По горячим следам
Нередко инспекторы участвуют в раскрытии преступлений по горячим следам.
— Смена шла к концу. На улице Коммунистической, чтобы привлечь внимание, нам помахал гражданин. Он сообщил: дал незнакомцу телефон позвонить, а тот скрылся. Отзывчивые граждане подсказали, что на остановке мужчина забежал в маршрутку. Мы остановили этот автобус и задержали грабителя, — рассказала Анна.
Инспекторы ДПС не могут отказать, если кто-то обращается к ним за помощью.
Старший лейтенант вспоминает, как прохожая указала дорожным полицейским на мальчика лет 10-12, лежавшего на газоне без чувств. Сотрудники вызвали «скорую». Переживая за состояние ребенка, инспекторы остановили проезжавшую мимо машину с медиками, чтобы те оказали первую помощь. Когда на вызов прибыла бригада, которую направили на вызов, инспекторы, включив маяки на патрульной машине, сопровождали ее и маленького пациента от улицы Арцыбушевской до больницы имени Середавина. С мальчиком все хорошо.
— Случаев было много, все не припомнишь, — говорит Горбунова. — Сначала они вызывают адреналин, а потом забываются, будто ничего и не было — просто служба.
Любящая жена и мама
Ежедневно водители оказывают Анне знаки внимания. Бывает, специально идут на незначительные нарушения, чтобы с ней пообщаться. Но она на провокации, флирт не реагирует, пресекает фамильярное отношение. Другие не смотрят, что перед ними женщина-полицейский. Могут и нагрубить, и поскандалить, и вести себя агрессивно. Снимают на инспекторе стресс. Некоторые, успокоившись, извиняются, раскаиваются. Неизменно автомобилисты рассказывают о своей жизни, жалуются на судьбу. Многие желают удачной службы, благодарят за предупреждения. По мнению Горбуновой, в последние годы водители стали лучше разбираться в Правилах дорожного движения, меньше нарушать, остерегаясь попасть под прицел камер и получить штраф.
— Инспектор ДПС, вне зависимости от пола, должен достойно нести службу, стойко переносить все тяготы. К этому и стремлюсь. С напарником мы работаем на равных, — рассказала Горбунова.
Семенов подтвердил: Анна ни в чем не уступает мужчинам-инспекторам. Она и в правилах отлично разбирается, и в хорошей физической форме, и боевыми приемами владеет. На службе напарники всегда поддерживают друг друга.
Дома Анна — любящая жена и мама. Супруг работает менеджером. Дочкам — шесть и 10 лет. Семья живет в Самарском районе у Хлебной площади. Вечерами, свободными от службы, домашних заданий и неотложных дел, Анна гуляет с дочками по набережной, вместе катаются на велосипедах по историческому центру города. А еще она увлекается цветами: выращивает орхидеи разных сортов.
— Так день за днем и пролетает. Меня ждут дома, переживают, если задерживаюсь. Раньше муж настаивал, чтобы я ушла на гражданку или занималась только детьми, — говорит Горбунова. — Семье уделяю мало времени, но по-другому не могу. Не представляю свою жизнь в другом мире, не в полиции. Я настолько привыкла, чувствую, что это мое. Дочки гордятся мамой, хотят продолжить династию. Планов поменять работу нет, ведь это призвание.