Данная статья относится к Категории: Достойная цель
«…только в высшей степени редкие, необыкновенные люди, истинная серьёзность которых направлена не на личное и практическое, а на объективное и теоретическое, способны постигать существенное в вещах и мире, следовательно, высшие истины и сообщать их тем или иным способом. Ибо такая серьёзность, лежащая вне индивида и направленная на объективное, - нечто чуждое человеческой природе, неестественное, собственно говоря, сверхъестественное; но только ею человек велик, поэтому его производящую силу приписывают некоему отличному от него гению, который якобы овладевает им.
Для такого человека его ваяние, стихи или мышление - цель, для других это только средство. Последние преследуют при этом свою выгоду и, как правило, умеют её достигать, поскольку они применяются к своим современникам и готовы служить их потребностям и настроениям; поэтому условия их жизни обычно вполне благоприятны, а условия жизни великих людей часто очень убоги.
Ведь великий человек приносит своё личное благо в жертву объективной цели, иначе поступить он не может, потому что на неё направлена его серьёзность.
Обыкновенные же люди поступают наоборот: поэтому они мелки, а он велик. Его творения создаются на все времена, но признание их начинается большей частью в потомстве: рядовые люди живут и умирают со своим временем.
Вообще велик лишь тот, кто не связывает со своей деятельностью, будь она практической или теоретической, личные интересы, а преследует только объективную цель; и великим он остаётся и в том случае, если в практической области эта цель была неправильно понята, даже если она вследствие этого была преступлением.
То, что такой человек заботится не о себе и о своих интересах, делает его при всех обстоятельствах великим. Напротив, всякая деятельность, направленная на личные цели, мелка, потому что руководствующийся этим человек познаёт и обнаруживает себя только в собственной ничтожной малой личности.
Тот, кто велик, постигает себя во всём и поэтому в целом: он не живёт, подобно заурядным людям, только в микрокосме, но больше в макрокосме. Поэтому ему близко целое, и он стремится постигнуть его, чтобы воспроизвести, или объяснить, или практически воздействовать на него. Ему это не чуждо: он чувствует, что это его касается. Из-за этого распространения его интересов его называют великим. Этот высокий предикат подобает применять только к истинному герою в каком-либо смысле и гению: этим утверждается, что данные люди, вопреки человеческой природе, действовали не в собственных интересах, жили не для себя, а для всех.
Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы
Изображения в статье
1. By Jules Lunteschütz (1822–1893) - Unknown, Public Domain,
2. Photo by Kimberly Richards on Unsplash,