Земство — территориальный принцип построения самоуправляемого (демократического) общества. Предполагается, что общество проживает на достаточно компактной территории и географические особенности не препятствуют регулярному общению между всеми частями, входящими в земство.
Кроме территории земство объединяют личные контакты и взаимное доверие всех проживающих в нем. Нет необходимости чтобы, бы все знали друг друга по имени и в лицо (как в деревне). В спорной ситуации быстро должны найтись хотя бы пара человек, которые бы могли идентифицировать малоизвестную личность как местного жителя (недавно прибывшего или предпочитающего уединенный образ жизни). Это позволяет избегать формализма и бюрократии в земстве, что значительно повышает качестве жизни в психологическом плане.
Если вдруг участятся трудности с идентификацией, это говорит, что земство перенаселяется и потребуется изменения в структуре земства, вплоть до разделения. История показывает, что оптимальное количество населения земства не должно превышать нескольких десятков тысяч человек. Именно такие размеры имели древнегреческие города-полисы, откуда пошел сам принцип демократии.
Любые попытки перенести этот опыт на несравнимо бо́льшие объединения (государства, империи) неумолимо приводят к формализму, бюрократии, коррупции и невозможности создания т.н. гражданского общества. Такие гигантские объединения должны управляться в целом по совершен иным принципам и не вмешиваться в дела земства, если они не противоречат базовым идеологическим принципам (конституции) данного государства. В принципе невозможно создать универсальный законодательный кодекс для всех частей объединения. Он всегда будет заведомо ущербным и требовать перманентного исправления и дополнения (т.н. "законотворчество" или "бешеный принтер").
Члены управляющего триумвирата земства избираются исключительно из местных и бессрочно. Им не требуется иметь какое-либо специальное или высшее образование, только личностные качества, жизненный опыт и заслуги перед земством.
- Земский управитель (градоначальник)
- Земский судья
- Главный городовой (шериф)
После избрания они автоматически становятся номенклатурными государственными служащими. Каждый получает денежное обеспечение из государственной казны и лично им распоряжается на те нужды, которые посчитает уместными (включая собственное обустройство).
Избиратели могут в любое время отозвать кого-то из них и избрать другого. Государство тоже может снять любого (возможно с примерным наказанием). Государство также может призвать кого-нибудь из них для управления в более высокие эшелоны власти и тогда жителям нужно будет выбрать другого на замену.
Население типового земства не следует превышать такого количества, что в любой момент легко найдется как минимум два свидетеля, которые могут подтвердить личность гражданина земства (иначе он не имеет права голоса, пока не познакомился с достаточным количеством других земляков). Оптимальное количество населения земства – 20-30 тыс. человек, при который успешно работает вечевое управление (полный аналог древнегреческой демократии).
Платон подсчитывал, сколько семейств должно жить в идеальном городе, и у него получалось около пяти тысяч. Таков был видимый мир для Платона – население полисов Древней Греции исчислялось десятками тысяч человек.
С. П. Капица [*]
Если идет неуклонный рост населения, земство должно разделиться (левый берег/правый берег и т.п.) либо перейти на «копное право» – голосовать могут только самые уважаемые мужи и жены, делегируемые в земскую коллегия выборщиков.
Земство – базовый демократический принцип доверия народа к власти и власти к народу. В земствах управление происходит снизу вверх. А управление государством в целом происходит сверху вниз. Они смыкаются в золотой середине, образую гармоничную вертикаль власти. Отсутствие формализма и бюрократии в повседневной жизни.
Литературно-философское течение 19-го века, романтизирующее принципы земства, (тогда уже подвергнутые извращению) было названо «Почвенничеством» (не самоназвание) и ассоциировалось со славянофильством. Хотя почвенники критиковали "чистых" славянофилов за чрезмерные тенденции к изоляционизму. Один из идеологов почвенничества являлся Ф.М. Достоевский.
Попытка возрождения земского принципа в СССР называлась «Демократический Централизм».
Источник: «Растолковый словарь Обозрова»