Найти тему
Мода в книгах

"Снимите это немедленно!" в исполнении А. П. Чехова

Этот блог посвящен моде в художественной литературе, проще говоря тому, как одеты книжные персонажи. И наша радость была бы неполной без чеховского разгрома декадентской и мещанской моды. И, заметьте, это две совершенно разные истории! Хотя с колокольни доктора Чехова от декаданса до пошлости порой всего один шаг...

"Три сестры", драма в 4-х действиях, год написания: 1900.

В доме Прозоровых - трёх сестер и брата Андрея, детей генерала, проведших детство в Москве, и мечтающих теперь, после смерти отца, вновь туда вернуться, царит, как выразились бы викторианцы, "хороший вкус". Автор не даёт нам описаний нарядов Маши и Ирины (Ольга носит форменное синее платье гимназической учительницы), но по разговору, манерам, устремлениям видно, что это должны быть очень простые и очень элегантные наряды.

 Garden party dress by Rouff, photo by Reutlinger, Les Modes July 1902. Платье для праздника в саду (то есть дневное (не вечернее), но очень нарядное), 1902 год.
Garden party dress by Rouff, photo by Reutlinger, Les Modes July 1902. Платье для праздника в саду (то есть дневное (не вечернее), но очень нарядное), 1902 год.

Эстетика эпохи рубежа веков во многом противоречит эстетике предыдущих десятилетий. Если в середине XIX века в моде были кричащие расцветки (привет изобретению анилиновых красителей), кринолины и турнюры (у дамы, приятной во всех отношениях, просто обязан быть этакий belle femme), оборки, фестончики и прочая бахрома – то смена веков настроила моды на философский лад.

Точеный силуэт, монохромные сочетания, приглушенные тона, филигранная вышивка бисером – это «да», а вот фестончики, оборки и разнообразие залихватских цветов – это «нет».

Бальное платье работы Надежды Ламановой, 1900-е годы. Подол отделан объемными цветами, еще один такой же цветок приколот к лифу, юбка расшита бисером - и больше никаких украшений нет.
Бальное платье работы Надежды Ламановой, 1900-е годы. Подол отделан объемными цветами, еще один такой же цветок приколот к лифу, юбка расшита бисером - и больше никаких украшений нет.

Для сравнения:

Послеобеденное платье с турнюром 1870-х годов из зеленых и розовых тканей, украшенное бахромой, плиссированными деталями, контрастной отстрочкой, кружевными манжетами и воротничком и пугавицами на рукавах а-ля стиль милитари. Многовато - вам не кажется?
Послеобеденное платье с турнюром 1870-х годов из зеленых и розовых тканей, украшенное бахромой, плиссированными деталями, контрастной отстрочкой, кружевными манжетами и воротничком и пугавицами на рукавах а-ля стиль милитари. Многовато - вам не кажется?

Ольга, Ирина и Маша – следуют они моде или нет – встречают свою будущую невестку Наташу по одёжке: в прямом смысле этого слова.

Маша: Ах, как она одевается! Не то чтобы некрасиво, не модно, а просто жалко. Какая-то странная, яркая, желтоватая юбка с этакой пошленькой бахромой и красная кофточка.

Блуза или лиф платья 1900-х годов; красно-коричневая тафта, отделка бархатом, съемные манжеты и оборка воротничка из кружева, США.
Блуза или лиф платья 1900-х годов; красно-коричневая тафта, отделка бархатом, съемные манжеты и оборка воротничка из кружева, США.

Не очень ясно вообще, зачем Наташа носит желтоватую юбку с красной кофточкой. Конечно, практичные повседневные платья состояли из лифа и юбки, что позволяло носить к одному низу два-три верха поочередно, но главной фишкой было то, что эти два-три верха шились из той же ткани (или с ее использованием), что и низ. Таким образом создавался эффект, что в гардеробе дамы есть несколько довольно похожих платьев: ведь на юбку всё равно никто не смотрит. Но так, чтоб носить юбку и лиф из совершенно разных историй, такое принято не было.

Если же бедняжка Наташа имела в виду костюм - то она ошиблась дважды. Прогулочный тальер подразумевал юбку и жакет с белой блузой. Шился он из тканей неприметных, базовых цветов, к которым желтый имеет такое же отношение, как "кофточка" к жакету. В общем, и правда, жалко она одевается, как сказала Маша.

Следующую оценку наташиным туалетам дает Ольга: «На вас зеленый пояс! Милая, это не хорошо!»

Наташа, заметим, пугается в первую очередь не того, что одета безвкусно, а того, что «есть примета». Примета, кстати, и правда есть – но в провинциальной французской культуре: там считается, что зеленый цвет приносит несчастье, и не принято ходить в гости в зеленом - тем более не принято надевать зеленый на свадьбу. Одетого в такой цвет гостя могут и попросить удалиться.

Но для Ольги дело не в примете: розовый с зеленым носила 40 лет назад ее матушка, а то и ее бабушка:

Модная иллюстрация 1860-х годов: розовое платье с зелеными оборками, декором и зеленым поясом.
Модная иллюстрация 1860-х годов: розовое платье с зелеными оборками, декором и зеленым поясом.

Самой Ольге и в голову не придёт доказывать своё благосостояние или свой вкус посредством анилиновых красителей. Адью, другая эпоха!

Ну и в оправдание Наташи отметим, что лично она «зеленый» пояс видела «матовым»: в переводе на современный язык, «матовый» - это сине-зеленый оттенок. Вроде звучит неплохо? Но стоп: розовый с матовым придумали сочетать до нас. И Чехов эти времена как раз застал - только вот в те круги вхож он не был. Ибо как мы знаем из его биографии, декадентов он считал жуликами, и в его понимании настоящий стиль и шик вовсе не означали декадентских перегибов. А тут случилось именно оно.

Самое скандальное платье эпохи рубежа веков - чайное. Придумано для того, чтоб пить в нем знаменитый английский five o'clock в том случае, когда чаепитие происходит в очень тесном кругу. Платье не подразумевало корсета, что не позволяло надевать его в присутствии широкого круга гостей. Собственно, скандал случился тогда, когда дамы в чайных платьях стали появляться в гостиных... в чужих. А появляться начали после того, как не менее скандальный модельер Люсиль (она же леди Дафф-Гордон) стала шить невероятно красивые (и дорогие) чайные платья из... прозрачного шифона. Ну как в таком усидеть дома?!
Самое скандальное платье эпохи рубежа веков - чайное. Придумано для того, чтоб пить в нем знаменитый английский five o'clock в том случае, когда чаепитие происходит в очень тесном кругу. Платье не подразумевало корсета, что не позволяло надевать его в присутствии широкого круга гостей. Собственно, скандал случился тогда, когда дамы в чайных платьях стали появляться в гостиных... в чужих. А появляться начали после того, как не менее скандальный модельер Люсиль (она же леди Дафф-Гордон) стала шить невероятно красивые (и дорогие) чайные платья из... прозрачного шифона. Ну как в таком усидеть дома?!

Вряд ли до Наташи, конечно, дошли экстравагантные идеи Люсиль. Но до Чехова они вполне могли дойти. И описывая грубую, истеричную и несдержанную в словах Наташу, он, вероятно, мог наградить ее еще и зеленым поясом на розовом платье. Причем не только потому, что этой моде 40 лет в обед, но и потому... что она вот-вот вернётся. Вместе с нелюбимыми им жуликами.

Кстати, генеральские дочери, судя по тексту пьесы, не брезговали другой модной крайностью эпохи - черным цветом. Но об этом в другой раз.

Подписывайтесь на канал "Мода в книгах", лайки приветствуются, а вот комментарии я не смотрю.