Конституционное право – это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.
Конституционное право – это отрасль российского права, представляющая собой совокупность конституционно-правовых норм, устанавливающих и регулирующих основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство государства, основы организации и деятельности системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Государственное право — отрасль права, которую образуют совокупность государственно правовых норм, закрепляющих основы общественного строя и политики, правового положения граждан, их права, свободы и обязанности, устройство и систему государственных органов власти.
Дискуссия о конституционном или государственном праве восходит к началу 18 века. Это - спор между защитниками государственного права как выражения неограниченной, преимущественно монархической власти государства, с одной стороны, и сторонниками конституционного права как демократического ограничения государственного произвола с помощью конституции - с другой.
Государственное или конституционное право - этот вопрос был объектом научного спора в досоветской государственно-правовой литературе, являлся дискуссионным в советском государствоведении. В 60-х годах нынешнего столетия в СССР возобновилась дискуссия о предмете государственного (конституционного) права. Авторы данных основных концепций - В.Коток и А.Лепешкин - отстаивали противоположные подходы к определению предмета этой отрасли права и науки. В.Ф.Коток защищал позицию широкого понимания государственного права, отождествляя государственно-правовое регулирование с конституционным регулированием. Эта точка зрения была уязвимой в том отношении, что предмет государственного (конституционного) права не является узко-юридическим. А.И.Лепешкин включал в предмет государственного права те отношения, которые связаны с осуществлением государственной власти, то есть конституционное регулирование, по его мнению, включает нормы права, политики. В дальнейшем, выяснению специфики предмета регулирования государственного (конституционного) права как особой отрасли права было посвящено множество исследований, где высказывались различные взгляды. В течение 60-х,70-х годов эти различия в основном приняли форму полемики сторонников "конституционного" и "государственного" права. Причем в каждом из этих направлений не было единства не только по вопросу о предмете данной отрасли права, но и о её названии. Некоторые сторонники переименования государственного права в конституционное считали, что название не имеет существенного значения. Другие, напротив, полагали, что данный вопрос имеет принципиальный характер. Они ссылались, в частности, на то, что всякое право есть система норм, установленных или санкционированных государством, и в этом смысле государственное. Говорилось также о целесообразности разделения государственного и конституционного права и об образовании отдельных дисциплин.
Вопрос о названии рассматриваемой отрасли не решён и сегодня. Существуют различные названия учебных курсов, учебников и учебных пособий, кафедр ВУЗов и подразделений научных заведений.
Приобретая характер "вечной", данная проблема по мнению
Н.А.Богдановой связана, во-первых, с различными подходами к объёму правового регулирования рассматриваемой отрасли права и, во-вторых, с неодинаковой позицией по вопросу о значимости для характеристики отрасли и науки существенных сторон общественного и государственного строя. Кроме того, в качестве аргумента в споре приводится такой формальный момент, как отражение в наименовании отрасли названия её основного источника. В определенной степени исторические и правовые традиции играют роль в выборе имени отрасли и науки: государственное или конституционное.
При обсуждении актуальных проблем науки конституционного права в Институте законодательства и сравнительного правоведения центральное место в дискуссии занял вопрос о понятии конституционного права и названии отрасли. В частности В.А.Кикоть отметил, что конституционное право не синоним и не новый этап развития государственного права. По мнению В.А.Кикотя, спор о конституционном или государственном праве становится терминологическим и теряет значение, когда цивилизованное государство становится демократическим, социальным. Он высказался за выделение из государственного конституционного права как самостоятельной отрасли.
Профессор Н.А.Михалёва, полемизируя с В.А.Кикотем, показала идентичность объекта правового регулирования, структуры норм и системы институтов государственного и конституционного права, видя в этом беспочвенность и бесперспективность отделения от государственного права конституционного. Даже, она отметила, что дробление государственного права обесценит его содержание, которое в условиях демократизации государства и общества существенно меняется, гуманизируется, утрачивает идеологическую окраску. Конституционное регулирование было и остаётся органической составной частью государственно-правового регулирования.
Профессор И.П.Ильинский видит разницу между конституционным и государственным правом в том, что конституционное право вбирает в себя нормы, относящиеся к разным отраслям права. Он считает малопродуктивным возобновлять спор о государственном или конституционном праве.
Итак, мнения о названии рассматриваемой отрасли разделились, впрочем, также как в недалёком прошлом. В каждом из рассуждений есть свои рациональные посылки. На наш взгляд, удачный выход из создавшейся проблемы находит Н.А.Богданова, отмечая, что оценочный подход позволяет отразить в названии отрасли и науки не только формальную, но и содержательную сторону предмета регулирования и исследования. Развитое конституционное право Н.А.Богданова видит лишь в конституционном государстве, являющимся реальным воплощением государства правового. Далее делается вывод: "Качественные признаки демократического государства определяют название отрасли, занимающей ведущее место в его правовой системе, а конституционное право представляет собой особый качественный этап в развитии государственного права".
Большинство российских исследователей склоняются к названию отрасли «конституционное право», видя в этом своеобразный знак отказа от тоталитарной государственности в пользу конституционализма и демократии.
Кроме того, единственным источником данного права является Конституция – основной закон государства, определяющий систему российской государственности.
Таким образом, отрасль права, базирующаяся на основном законе является базой для построения всех иных отраслей права.
Виды конституционно-правовых норм:
1)по содержанию:
- нормы, закрепляющие основы конституционного строя;
- нормы, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина (регулирующие права и свободы человека и гражданина);
- нормы, закрепляющие федеративное устройство государства;
- нормы, закрепляющие основы народовластия (определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия);
- нормы, закрепляющие основы организации и функционирования органов государственной власти;
- нормы, закрепляющие основы организации и функционирования местного самоуправления;
- нормы, закрепляющие порядок пересмотра Конституции и принятия конституционных поправок.
2)по юридической силе:
- законодательные нормы (содержатся в законах и обладают высшей юридической силой);
- подзаконные нормы (содержатся в подзаконных нормативных правовых актах и обладают меньшей юридической силой).
3)по территории действия:
- нормы, действующие на всей территории РФ;
- нормы, действующие на территории субъекта РФ;
- нормы, действующие на территории муниципального образования.
4)по способу правового регулирования:
- управомочивающие (представляют субъектам возможность совершить определенное действие или воздержаться от совершения определенного действия: ст.ст.20, 23, 27, 30 и др. Конституции РФ);
- обязывающие (предписывают обязательное совершение определенного действия: ст.ст.57, 58, 59 Конституции РФ);
- запрещающие (устанавливают запрет на совершение определенного действия: ст.ст.3 ч.4, 5 ч.13 Конституции РФ);
5)по методу правового регулирования:
- императивные (устанавливают правило поведения, отступать от которого недопустимо: ст.ст.72 ч.3, 76, 87, 88 Конституции РФ);
- диспозитивные (устанавливают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность урегулировать свои отношения по собственному усмотрению: ст.ст. 66, 117 ч.3 и 4 Конституции РФ).
6)по характеру:
- материальные (непосредственно регулируют отношения между субъектами);
- процессуальные (регулируют порядок разрешения юридических дел).
7)по функциональной роли в механизме правового регулирования:
- общерегулятивные:
(нормы-декларации: преамбула, ст.ст.1 и 2 Конституции РФ);
(нормы-принципы: ст.ст.3, 4, 5, 8, 10 Конституции РФ);
(нормы-разъяснения: ст. 1 Конституции РФ о равнозначности понятий «РФ» и «Россия»;
(нормы-дефиниции (содержащие определения понятий, например, что такое «выборы» и др.);
(нормы-цели, нормы-задачи, нормы-программы: ст. 1 Конституции РФ;
(нормы-символы: ст. 1 ФКЗ»О государственном гербе Российской Федерации»);
- конкретно-регулятивные (устанавливают конкретное правило поведения, например ч.4 ст.15 Конституции РФ).
8)по сроку действия:
- бессрочные (их абсолютное большинство, они действуют до их отмены или изменения в установленном законом порядке);
- срочные (действуют в течение установленного срока).
Международный договор
Международный договор - это явно выраженное соглашение между двумя или несколькими субъектами международного права, регулирующее их отношения путем создания взаимных прав и обязанностей в политической, культурной и других областях. Международный договор является основным источником международного права. В то же время это важный инструмент осуществления внешней функции государств. В настоящее время в мире насчитывается свыше полумиллиона международных многосторонних и двусторонних договоров.
Международный договор представляет собой международное соглашение, заключенное между государствами и/или другими субъектами международного права в письменной или устной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования. Международные договоры могут иметь самое различное наименование (пакт, конвенция, протокол, соглашение и т.д.); юридическая сила договора не зависит от его наименования.
Международные договоры делятся на:
1)соглашения, устанавливающие общие правила поведения субъектов международного общения (например, Устав ООН):
2)соглашения, регулирующие конкретные отношения между государствами (оказание взаимной помощи, установление границ, уступка территории и т.д.). Договоры также принято делить по количеству участников на многосторонние и двусторонние.
Виды международных договоров
В зависимости от субъекта, заключающего договор, различают три вида международных договоров: межгосударственные (заключаемые от имени государства), межправительственные (от имени правительства) и межведомственные договоры (от имени ведомств — органов исполнительной власти).
Форма договоров
Международные договоры могут заключаться как в письменной, так и в устной форме. Венские конвенции о праве договоров 1969 г. и 1986 г. регламентируют порядок заключения, исполнения и прекращения только письменных договоров. В отношении устных договоров нормы международного права не кодифицированы и представлены международными обычаями.
Структура договоров
Международные договоры, как правило, состоят из преамбулы (в ней обычно указываются цели заключения данного договора, стороны договора и др.), центральной части (предмет договора, права и обязанности сторон), заключительной части (в ней предусматриваются условия вступления договора в силу, срок его действия, порядок прекращения и т.д.). Иногда договоры сопровождаются приложениями, в которых содержатся нормы, поясняющие основной текст, правила процедуры, разрешение споров и т.д. Все части договора имеют одинаковую юридическую силу и применяются с учетом каждой из них.
Языки договоров
Двусторонние договоры составляются на языках обеих договаривающихся сторон, причем тексты на обоих языках имеют одинаковую юридическую силу. Иногда двусторонние договоры могут заключаться на трех языках (например, когда в одном из языков недостаточно развита соответствующая терминологическая база). В случае разногласия при толковании такого договора используется текст на языке, которому придана большая сила.
Многосторонние международные договоры составляются, как правило, на одном или нескольких языках. На остальные языки делаются официальные переводы, которые заверяются депозитарием договора и затем передаются участникам договора. Например, Устав ООН составлен на пяти языках: русском, английском, французском, испанском, китайском. Только тексты на этих языках являются официальными текстами Устава, остальные тексты представляют собой заверенные переводы.
Международные договоры многосторонние:
1)Конвенция по вопросам гражданского процесса от 01.03.1954;
2)Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20.03.1992 (в рамках СНГ);
3)Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (в рамках СНГ);
4)Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции от 25.10.2013.
Международные договоры двусторонние:
1)Договор между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20.10.1997;
2)Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 26.01.1993.
Конституция РФ
Статья 3
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
В статье раскрывается принцип народовластия в Российской Федерации. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признается ее многонациональный народ. Данное положение является исходным для закрепления демократической природы Российской Федерации.
1.Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или демократическим государством. Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил и использует ее исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим и может принадлежать только одному субъекту – народу.
Народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и интересами.
2.Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Власть народа в РФ осуществляется в трех основных формах:
- государственная власть;
- общественная власть;
- власть местного самоуправления.
Первой по степени значимости является власть государственная, распространяющаяся на все население государства и на всю его территорию, имеет публичный и политический характер.
Непосредственное осуществление власти (непосредственная демократия) – это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Другие формы непосредственной демократии: собрания, сходы граждан, народная правотворческая инициатива и др., являющиеся реализацией не государственной власти, а местного самоуправления.
Осуществление народом власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления или представительная демократия – это осуществление народом своей власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ или население, проживающие на определенной территории.
Формирование и осуществление власти в соответствии с суверенной волей народа есть легитимность государственной власти, это свойство государственной власти. В демократическом обществе, как РФ, легитимность власти устанавливается в процессе выборов, когда народ (избиратели) свободно, по собственной воли и убеждениям выражает свои политические предпочтения, вручая государственно-властные полномочия определенным лицам.
Государственная власть формируется и осуществляет свои полномочия с помощью демократических процедур, то есть: а) при наличии демократического избирательного законодательства, гарантирующего реализацию всеобщего и равного избирательного права, тайну голосования, периодичность проведения свободных, подлинных и нефальсифицированных выборов; б) при наличии законодательно закрепленных демократических процедур осуществления государственной власти.
3.Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Референдум - всенародное голосование граждан по законопроектам, законам и другим вопросам государственного значения. Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» право на участие в референдуме имеют граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста. Закон также устанавливает порядок назначения референдума, подготовки к его проведению, правила голосования на референдуме и определения его результатов.
Свободные выборы предполагают легитимность государственной власти, что означает ее формирование и осуществление в соответствии с суверенной волей народа и демократические процедуры формирования и осуществления государственной власти, что предполагает: а) наличие демократического избирательного законодательства, гарантирующего реализацию всеобщего и равного избирательного права, тайну голосования, периодичность проведения свободных, подлинных и нефальсифицированных выборов; б) законодательно закрепленных демократических процедур осуществления государственной власти.
4.Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Обладание властными полномочиями может быть правомерно только в случае приобретения их в установленном законом порядке. Выборные органы государственной власти формируются посредством демократических выборов, иные органы – в результате закрепленной законом процедуры назначения или другим способом. Получение властных полномочий (или их сохранение) незаконным способом влечет установленную законом ответственность.
Статья 18
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Действие этой статьи связано с ч.1 ст.15 Конституции. Права и свободы здесь характеризуются как непосредственно действующие. Если человек руководствуется ими, его поведение является правомерным.
Конституционные права и свободы обязательны к соблюдению для законодательной, исполнительной и судебной власти, а также для органов местного самоуправления.
Практика Конституционного Суда Российской Федерации постоянно утверждает непосредственное действие норм Конституции России. Причем, если возникает неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемая норма о правах человека и гражданина, сами постановления Конституционного Суда действуют непосредственно (ст.79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Верховный Суд Российской Федерации в специальном Постановлении разъяснил значение ст.18 Конституции при разбирательстве судами конкретных дел. Во всех необходимых случаях Конституция Российской Федерации применяется в качестве акта прямого действия, в частности, когда закрепленные нормой Конституции положения не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность применения данной нормы при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и др. Следствием прямого действия конституционных норм является также обязанность суда применить норму Конституции Российской Федерации, если федеральный закон, уже действовавший до принятия Конституции либо изданный после вступления ее в силу, противоречит соответствующим положениям Конституции. Статьей 18 суды должны руководствоваться, если закон или иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995г.).
Статья 55
1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Речь идет о пределах усмотрения государства в его взаимоотношениях с личностью, которые государством не могут быть нарушены без риска утраты собственной легитимности.
1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ч. 1 комментируемой статьи перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Адекватная оценка его нормативного содержания требует учета всего комплекса конституционных норм, нормирующих взаимоотношения личности и государства. При этом непосредственно из текста ч. 1 ст. 55 вытекает, что, во-первых, Конституция перечисляет только основные права и свободы; во-вторых, предусмотренный ею перечень основных прав и свобод не является исчерпывающим; в-третьих, общепризнанные права и свободы, если даже они не вошли в каталог конституционных прав и свобод, находятся под защитой Конституции как основные права и свободы граждан РФ; в-четвертых, Конституция различает отрицание и умаление прав и свобод и содержит запрет на такое отрицание и умаление, хотя и не раскрывает в комментируемом положении их содержание; в-пятых, указанный запрет адресован как законодателю, так и исполнительной власти и суду, следовательно, эти права и свободы должны гарантироваться преимущественно национальными правозащитными механизмами.
2.В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Часть 2 предусматривает одну из гарантий. Она устанавливает запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Этот запрет касается прав и свобод, признаваемых как в Конституции, так и в международно-правовых нормах, ставших частью российской правовой системы. Умаление законом прав и свобод в данном контексте может означать необоснованное ограничение их объема или действия по кругу лиц, во времени, сокращение гарантий или усечение механизмов правовой защиты и т.п. Положение комментируемой части в равной степени распространяется и на подзаконные нормативные акты.
В случае отмены или необоснованного ограничения прав или свобод законом, иным нормативным актом эти акты могут быть обжалованы в Конституционный или иной суд в соответствии с их компетенцией.
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Часть 3 комментируемой статьи допускает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина при определенных условиях. Такие ограничения объективно обусловлены тем, что человек живет в обществе и свобода личности проявляется во взаимодействии с другими людьми. Поэтому свобода, права индивида не могут быть абсолютными, ничем не ограниченными. Каждый имеет обязанности перед другими людьми, перед обществом, государством.
Права и свободы могут быть ограничены: 1) только федеральным законом; 2) в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; 3) только в той мере, в какой это необходимо в указанных целях.
Первое условие вполне определенное - лишь законодатель посредством федерального закона может установить то или иное ограничение. Таким правом не обладают ни федеральное Правительство, ни другие институты исполнительной власти, ни субъекты Федерации, учитывая, что регулирование прав и свобод человека и гражданина отнесено Конституцией к ведению Федерации.