Большая подборка статей, книг и полезных ссылок о фильме «Агония»
1. В своей статье об «Агонии» для газеты Коммерсантъ Михаил Трофименков пишет:
Но штука в том, что по градусу безумия Климов все-таки предреволюционную реальность не догнал. Не включил в фильм эпизод с кистенем из мемуаров Маклакова. Вдумайтесь: совесть либерального лагеря, толстовец, адвокат Бейлиса, единственным пороком которого соратники-кадеты считали чрезмерную терпимость, непринужденно держит на письменном столе и одалживает Юсупову орудие отпетых душегубов, со знанием дела консультирует убийц. Гротескнее и отвратительнее может быть лишь по-дилетантски изуверское убийство отпрысками древнейших родов России мужика, на которого слишком просто было свалить все грехи, их собственные и государственные, объявив посмертно "монстром века".
***
2. Распутинский ликбез от Фейдта до Депардье. 10 фильмов (и 10 самобытных ролей) разных лет
3. Десять крутых плакатов к «Агонии» со всего света
4. О роли экстрасенсов в подготовке фильма пишет газета «Комсомольская правда»:
Когда Петренко окончательно утверждали, Элем Климов пригласил на кинопробы трех экстрасенсов (в их числе знаменитого Мессинга). Они одобрили выбор, а один из экстрасенсов посоветовал Климову: «Почаще ставьте Петренко в безвыходное положение. Если у него не будет возможности раздумывать и колебаться, все получится».
***
5. О двух Распутиных в «Агонии» рассказывает Элем Климов:
То, что мы тогда, в 1965 году, сочинили о Распутине, выглядело весьма странно, если не сказать — безумно. У нас было два Распутина: один — реальный, а второй — такой, каким его видели легенда, молва, сплетни. Извозчикам, солдатам, барышням он казался гигантом, всемогущим чудотворцем. Эффект несовпадения этих двух образов. Потом мы от этого раздвоения отказались. Работая над окончательной отделкой этой фигуры, мы понимали, что предложили зрителю не подлинное историческое лицо, каким оно было в действительности, но историческое лицо сквозь призму восприятия его современников и наших современников. Так что в какой-то мере наш Распутин — из мифа, хотя почти все его действия в фильме проверяемы по документам.
В интервью венгерскому журналу «Фильмвилаг» в 1982 году Климов рассказал и о художественных ориентирах:
Тут просто не ответишь. Одно знаю: такого фильма, такой книги, которым я хотел бы следовать, не было. Но был пример Феллини, великого для меня авторитета. Он как бы дал «добро» свободному повествованию, акцентированному игровому началу, карнавальности. Я бы определил сюжет «Агонии» названием пушкинской трагедии: «Пир во время чумы»…А вообще, к «Агонии» у меня отношение критическое. Суть в том, что когда я начинал делать фильм, я еще внутренне и профессионально не был готов к нему, не дорос до его задач.
***
6. О том, как снимали «Агонию», читайте в статье «Новой газеты», где, например, Элем Климов рассказывает о работе с источниками:
Из восемнадцати томов отчетов, изданных Комиссией по расследованию преступлений царизма, я прочел тогда томов восемь. Их тогда в библиотеке ЦК КПСС раздобыл для меня мой отец, работавший в Комитете партийного контроля. От прочитанного я просто обалдел. Передо мной словно распахнулась бездна российской истории.
«Нам выдали, — вспоминал Семен Лунгин, соавтор сценария, — записки царя, дневник Распутина, который он диктовал своей домоправительнице, редчайшие фотографии и другие уникальные материалы, которые, судя по листам использования, выдавались в последний раз в тридцатые годы».
***
7. Кинокритик Андрей Плахов в статье об Элеме Климове к его 80-летию:
Ее неоднократно снимали с полки, объявляя о выпуске в прокат, но каждый раз, словно по мановению костлявой руки Распутина, укладывали обратно. Однажды «Агония» пробилась на неофициальный показ в Канн, но исчез микроавтобус «Совэкспортфильма», в котором везли коробку с пленкой. Французская полиция нашла коробку в кювете: угонщикам она не пригодилась. Когда фильм наконец увидел свет в изуродованном виде, он уже не мог стать сенсацией.
***
8. Композитор Альфред Шнитке позже использовал музыку к «Агонии» в других своих сочинениях. Подробнее - в сборнике бесед с Альфредом Шнитке.
Скажем, в Concerto grosso № 1 у меня есть танго. Это танго взято из кинофильма Агония (о Распутине). В фильме это модный танец того времени. Я его оттуда извлек и попытался благодаря контрастному контексту и иному развитию, чем в фильме, придать ему другой смысл.
***
9. И напоследок - книги по истории, которые посоветовали читатели канала в Яндекс Дзене.
- Валентин Пикуль «Нечистая сила»
- Михаил Арцыбашев «У последней черты»
- Марк Касвинов «Двадцать три ступени вниз»
- Валерий Поволяев «Царский угодник»
- Дневник Владимира Пуришкевича «Как я убил Распутина»
- Илиодор (Сергей Труфанов) «Мужик в царском доме. Записки о Григории Распутине»
- Матрена Распутина «Распутин. Почему? Воспоминания дочери»
- «Святой черт. Тайна Григория Распутина. Воспоминания. Документы. Материалы следственной комиссии»
- Иван Наживин «Распутин»
Огромное вам спасибо за обратную связь!
Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨👩 Подписывайтесь на канал 💡