Недавно была особенная ночь - с 6 на 7 июля. Все что-то слышали про Ивана Купала, но очень немногие знают о тех древних традициях, едва дошедших до нас со времен древней, еще не крещеной Руси. В некоторых регионах нашей страны 7 июля ребятня (а иногда, и расшалившиеся взрослые) поливают всех прохожих водой, с озорством выкрикивая: “день купала, день купала - обливай кого попало!”. Да только вот о чем все это? Что за традиции, подобно полустертому рисунку на камне, проглядывают сквозь песок времён? Еще говорят, что в купальскую ночь надо искать цветы папоротника, и само собой - открывать купальный сезон в открытых водоемах.
Вот вроде бы все просто, да только если вдуматься - с чего бы это среди славян, в дохристианские годы бывших наилучшими знатоками живой природы, знающими с малолетства каждый кустик и травинку по имени, иметься такому заблуждению? Ведь даже сейчас, не имея специального ботанического образования большинство городских жителей знает, что папоротники не цветут. Зачем же тогда и чего они искали в теплую июльскую ночь? С этими вопросами я когда-то в далекой юности обратилась к человеку, умеющему рассказывать совершенно особенные истории. Знаток леса, превосходный охотник, грибник и рыбак - все это мой любимый дедушка, живущий отныне в моей памяти и сердце. Услышанную от него историю перескажу по памяти, как сумею.
Ночь Купала была для славян особой ночью. Тогда по особому творился обряд любви и создания семьи. Не венчанием церковным, а матушкой природой. Все молодые, кто еще не вступил в брак собирались на опушке леса, зажигали костры, пели, водили хороводы. Девушки и парни, кто кому уже давно приглянулся, а кто и впервые на этом гулянии познакомился расходились понемногу парами - от опушки в лес. Заблудиться было невозможно - громкие песни, яркие костры служили надежным ориентиром в ночи. Все знали, что этой ночью между ними будет творится таинство любви и близости, но целомудренно говорили “Мы идем папоротников цвет искать”. А когда возвращались, отвечали, что найти-то нашли, да он быстро угас, донести не смогли.
После тайной встречи под покровом леса парень и девушка спешили к реке, смыть с себя следы таинства между ними произошедшего. Затем, чтобы согреться и обсохнуть шли к кострам и взявшись за руки, прыгали через огонь. Таково было венчание не людьми, но стихиями природными - землей, на которой творилась любовь и новая жизнь, водой, которой потом омывались и огнем, согревающим. Ну а после уже, когда древние обряды славян были запрещены христианством, благодать, получаемая от природы через этот обычай утратилась, осталось только лишь какое-то щемящее душу воспоминание, звучащее сквозь века подобно старой, но очень красивой песне.
Вот такая история. Можно верить, можно - нет. Но, мне кажется, цветок папоротника, который способен осчастливить того, кто его найдет, является символом. Ведь встретить любимого человека и прожить с ним во взаимном чувстве жизнь - это ли не чудо, которое может встретиться человеку? И необязательно, что это произойдет в ночь на Ивана Купала. Главное, чтобы - произошло.