( книги о Личностях)
Игорь Владимирович Поляков- член Совета учредителей Благотворительного семейного Фонда Тамары Поляковой.
Подполковник в отставке, бывший военный лётчик. Он написал серию книг воспоминаний о жизни и службе в ВВС.
Одна из его книг посвящена Павлу Петровичу Фалалееву- коллеге, наставнику, командиру, Личности.
И. Поляков пишет: "...помню первый полёт с П.П. Фалалеевым по маршрутной зоне ночью. Все элементы полёта выдерживались идеально. Если высота полёта, то до метра; если скорость полёта, то до километра в час; если курс и крен, то до градуса. И всё это без автопилота. А посадка! Я даже не заметил, как покатились по полосе. И я тогда подумал: "Какой классный пилот! "...
И. Поляков: "...мало известно случаев, когда командир, рискуя собственной жизнью, спасал своего подчинённого. Такой поступок совершил Павел Петрович Фалалеев...Плановый маршрут у вертолёта был проложен по Чуйской долине в обход отрога горного хребта Кунгей Ала -тау, идущего от Алма-Ата. Но вертолётчик решил срезать маршрут и лететь напрямую через горы. Не набрав безопасной высоты, он рассчитывал по ущелью преодолеть эти горы. Но послеремонтные двигатели из Польши не могли развить максимальную мощность и вертолёт начал "сыпаться". А выйти из ущелья уже не было необходимого пространства. Ударившись о скалу, вертолёт потерял рулевой винт и стал неуправляемым. Его начало бить о скалы...отлетели несущие лопасти, вертолёт скатился вниз и завалился на бок...Экипаж и пассажиры успели выпрыгнуть из западни и бросились бежать в гору от дымящегося и шипящего вертолёта, готового взорваться в любую секунду. Фалалеев пересчитал бегущих, видя, что одного не хватает, остановился. И тут же услышал крик о помощи. Подбежал к вертолёту, увидел торчащие из-под вертолётной хвостовой балки ноги. Громкой командой майор Фалалеев приказал всем срочно вернуться к вертолёту. Впятером они попытались сдвинуть или приподнять балку, чтобы высвободить попавшего в беду товарища. Балка не поддавалась. И в это время вертолёт загорелся, горящий керосин полился на Гену Хайрулина (это его придавило балкой)… Снова все кинулись от вертолёта. Но Фалалеев остановил вертолётчика, попросил помочь выдернуть Гену из-под балки. Изо всех сил они рванули и выдернули товарища. Он вскочил и в стрессовом состоянии побежал по склону горы горящим факелом. Еле сбили с него пламя. И тут раздался взрыв, огненным дождём летел керосин из баков вертолёта. Пламя охватило склоны гор. Гена был в тяжёлом состоянии. Очень хотел пить. Фалалеев послал всех в разные стороны для обнаружения воды или хоть какой-то цивилизации. Им повезло, недалеко нашли юрту. Чабан пас отару овец. У него была рация. По ней сообщили, что майор Фалалеев срочно просит помощи..."
Старшего лейтенанта Геннадия Хайрулина спасли, поместили в Ожоговый центр во Фрунзе. Павел Петрович сразу же организовал все, что потребовалось для спасения и лечения подчинённого. В Ожоговый центр экстренно отправился автобус с офицерами и прапорщиками для сдачи крови, откомандировали туда же солдата на роль сиделки.
И. Поляков продолжает: "А сколько позже пришлось майору Фалалееву организовывать лечение искалеченному офицеру! А потом добиваться во всех инстанциях, чтобы Гену оставили в армии, дали возможность продолжать службу на должности преподавателя аэродинамики. П. П. Фалалеев дошёл лично до Командующего САВО (Средне-Азиатский военный Округ), чтобы решить этот вопрос. Последний раз я встречал Гену в звании подполковника."
Самое большое счастье в жизни- встреча с людьми, которые тебя понимают, поддерживают, помогут словом и делом. Такие люди часто определяют твою Судьбу.
Таким был для И. Полякова замечательный лётчик, требовательный и справедливый коллега- Павел Петрович Фалалеев.
Рассказ о настоящем Командире из книги воспоминаний И. Полякова продолжу.
Ольга Васильева.