В рамках "недели Репина" давайте поговорим о дружбе Илья Репина и Льва Толстого.
Даниил Хармс писал: "Лев Толстой очень любил детей...". А Илья Репин очень любил Льва Толстого. В своем письме к В.В. Стасову от 12 апреля 1878 г., (еще до знакомства с Львом Николаевичем) Репин писал про Толстого так:
«Боже мой, какая всеобъемлющая душа у этого Толстого! Все, что только родилось, живет, дышит, и вся природа - все это верно отразилось в нем, без малейшей фальши и, прочтенное раз, так и остается перед глазами на всю жизнь с живыми движениями, страстями, словами... все это родные, близкие люди, с которыми, кажется, жил с самого детства».
Впервые они встретились неожиданно: Лев Толстой просто взял и вошел в мастерскую Репина в Трубном переулке. Записей об этом событии мало, а следовательно, и информации. Но вот, что известно:
В тот день они долго и много беседовали, и в мастерской, и пока Илья Репин провожал Толстого домой. Кстати, эта прогулка стала первой из многих, у них даже сложилась традиция каждый день после обеда гулять и разговаривать.
А затем Илья Ефимович стал навещать Льва Толстого в Ясной Поляне. Ездил он и один, и со своей семьей. И там делаем очень много рисунков, набросков, эскизов. Ну, как не зарисовать такого умнейшего и прекрасного человека! Репин просто восхищался Толстым.
Толстой пашет, Толстой пишет, Толстой сидит, Толстой лежит, Толстой отдыхает, созерцает и так далее... Вот, например, карандашный рисунок:
Репин даже написал личные воспоминания о Льве Толстом, где он дотошно описывает каждую минуту, каждое действие Льва Николаевича.
"Лев Николаевич необыкновенно искренно и горячо увлекается всяким занятием. Я был свидетелем его неутомимой, трудной работы в поле. От 1 часу дня до самых сумерек, 8 1/2час. вечера, он неустанно проходил взад и вперед по участку вдовы, направляя соху за лошадью и таща другую, привязанную к его ременному поясу, лошадь с бороной: он запахивал, "разделывал" поле. /.../
Я вспомнил про свой карманный альбомчик и зарисовал графа пашущим в двух позах, ловя моменты, пока он проходил близко мимо меня. Поздно, в сумерках, кончил он наконец второй участок вдовьей земли. /.../
Их дружба была очень нежной и трогательной, они много вели переписку и часто встречались, обсуждали злободневные вещи, новости. Их мнения не всегда сходились, но Илья Ефимович Льва Николаевича очень уважал. Их дружба длилась долго, больше трех десятков лет, вплоть до смерть Льва Толстого.