Полтора года назад (в марте 2017-го) я начал активно внедрять стратегию контент-маркетинга для продвижения веб-студии. Результаты долгой и кропотливой работы будут описаны в посте. Каждое свое утверждение, каждую цифру я буду подтверждать скриншотами из Яндекс.Метрики и других систем мониторинга за сайтами. Я расскажу о методах контент-маркетинга, которые использовал, покажу примеры статей, которые собрали больше всего трафика и привели больше всего клиентов. Кейс будет детальным, наглядным и интересным.
Преимущества контент-маркетинга или почему отказались от ссылок
Мы (я и владелец студии Игорь Филипенко) решили продвигать сайт контентом по нескольким причинам:
- TexTerra, Moz и другие уважаемые в сфере интернет-маркетинга компании десятки раз демонстрировали возможности статейного продвижения. Мы им доверяли и хотели повторить их опыт (хотя бы частично).
- Стратегия продвижения, в основе которой контент-маркетинг, более безопасная, чем раскрутка, предусматривающая использование ссылок. Контент на сайте можно полностью контролировать: улучшать, дополнять, удалять. С ссылками так не получается. Сегодня можно купить линк на хорошем трастовом сайте, завтра ресурс может превратиться в ссылочную помойку. Если продвижению в Google подобное не помешает (ссылку с сайта, который «испортился»? можно легко отклонить в Google Search Console), то с Яндексом все сложнее. Чтобы не попасть под фильтр, иногда приходится платить за ссылку два раза: вначале за ее добавление на сайт, потом за удаление.
- У сайта веб-студии уже был неплохой ссылочный профиль. ТИЦ 70 – хорошее тому доказательство. Да, сейчас влияние тИЦ на позиции минимальное, но в этом-то и дело. Ссылки все еще приносят небольшую пользу, все же пора переходить к более эффективным инструментам прокачки сайта.
- Владельцу и руководителю веб-студии было что рассказать клиентам. На момент начала моей работы студия занималась разработкой сайтов и рекламой в интернете более 8 лет. За это время ребята создали большое количество ресурсов самой разной сложности для совершенно разных ниш. Продуманный контент-маркетинг мог хотя бы частично поведать об этом опыте потенциальным клиентам.
Сайт web112 – как основа для реализации нашей стратегии контент-маркетинга
Тут я сразу хочу отметить, что один подробный кейс о продвижении web112.biz с помощью контента уже опубликован. Его тоже писал я. Только написан он с точки зрения сотрудника (а скорее партнера) веб-студии и для блога веб-студии. Этот кейс отличается. Он написан для блога специалиста, который в первую очередь занимается оптимизированным контентом. Тут я освещаю другие моменты. Плюс здесь есть информация о том, как продолжалось внедрение нашей стратегии после ноября 2017 года (когда был опубликован первый кейс).
Тем не менее, часть данных в этих двух постах совпадает (например, информация о техническом состоянии сайта web112.biz, которая будет расположена чуть ниже). Если вы изучили первый кейс (а я настоятельно рекомендую его прочитать), имейте в виду, что повторов не так много. На этой странице примерно на 90% другая информация. Данные здесь более свежие, охватывают бОльший промежуток времени и основные акценты сделаны на других моментах.
Итак сайт студии web112:
- Адекватная мобильная верстка (с точки зрения Гугла, Яндекса и пользователя)
- Отсутствуют технические ошибки
- Хорошая скорость загрузки
- Безопасный протокол HTTPS
- Страницы с описанием услуг красиво оформлены в виде лендингов
А теперь важный вопрос…
Достигли мы бы тех результатов, о которых пойдет речь далее в статье, если бы сайт не был оптимизирован с технической точки зрения?
Уверен, что нет. Оптимизировать информационную статью на кривом сайте реально (я сам это доказывал в статье про SEO-работы над ресурсом агентства недвижимости). Вот только результаты существенно заметнее, если сайт отвечает всем требованиям поисковых систем.
Какие задачи должен был решить контент-маркетинг?
Главная задача всего одна – увеличение количества клиентов веб-студии.
Отмечу, что потенциальный клиент компании Web112 – владелец бизнеса (часто крупного). По этой причине наш контент-маркетинг был нацелен в первую очередь на сегмент b2b. Лонгриды и небольшие тексты должны были привлекать внимание и убеждать людей, которые владеют заводами и крупными торговыми компаниями. Многие из этих бизнесменов уже обращались к разработчикам и остались недовольны результатами. Они знают, чего хотят и понимают, чем отличается сайт на конструкторе от крупного многофункционального портала.
Контент, который мы планировали создавать, должен был влиять на заказы студии:
- Напрямую – представитель целевой аудитории попадает на сайт из органического поиска, читает пост и сразу делает заказ с помощью формы внизу страницы.
- Косвенно – статьи привлекают трафик по информационным запросам, зарабатывают доверие поисковиков, что приводит к росту позиций по коммерческим запросам. Другой вариант: потенциальный клиент переходит по ссылке с информационной статьи на лендинг с описанием услуги и уже потом делает заказ.
При этом важно соблюдать условие – контент-маркетинг окупает вложенные в него средства. Заказы – это хорошо. Но если их очень мало (при этом статей очень много), стратегию надо менять.
Что было сделано за полтора года работы над продвижением сайта веб-студии статьями?
Объем контента
Первая статья была опубликована 3 марта 2017 года, последняя на данный момент – 16 июля 2018 года. За все время лично мной написано 32 лонгрида общим объемом 357 860 знаков без пробелов. Да, я считал. Когда готовился к написанию кейса, я пересмотрел все публикации блога и скопировал в отдельный файл все свои статьи (не все посты из блога – моя работа, часть контента создавал руководитель студии Игорь Филипенко).
Здесь я хочу отметить вот что. Сегодня интернет-маркетингом занимаются все. Буквально все. Кто-то трудится весь день, кто-то создает «продающий уникальный контент», когда появляется свободное время в офисе на основной работе, кто-то считает, что «можно заняться копирайтом, пока не найду что-то нормальное». Все эти люди, которые относятся к контент-маркетингу так же как к банальной раздаче листовок на улице (много думать не надо, зато платят), не способны вести долгосрочные проекты. Они не могут и не хотят работать долго, постоянно, непрерывно, полтора года изучать чужой бизнес и заботиться в первую очередь о его продвижении, а не о своем заработке.
Считаю, что 18 месяцев работы над одним сайтом и почти 360 тысяч знаков для одного клиента – хорошие показатели, которые демонстрируют разницу между теми, кто просто временно подрабатывает и настоящими специалистами, которые годами занимаются продвижением в интернете, берегут репутацию и умеют добиваться результатов.
Какие еще работы в рамках контент-маркетинга я выполнял?
- Продумывал и проставлял внутреннюю перелинковку.
- Я делал все скриншоты и подбирал картинки для статей. Количество всех картинок я не считал, но могу сказать, что в одном посте про лендинги целых 29 иллюстраций (из них 2 GIF-анимации, которые создавал я сам).
- Некоторые статьи публиковал контент-менеджер, но бОльшую часть постов размещал на сайте я. Контент-менеджер мог что-то пропустить (картинку или ссылку). Я хотел, чтобы все было именно так, как я задумал. 100% картинок и ссылок, которые я подготовил для определенной статьи, должны быть на сайте.
- Также я ставил ссылки на площадках, для которых писал гостевые посты или просто использовал для общения. Отмечу, что за ссылки мне не платили. Ставил я их не потому, что святой, а потому, что у меня есть обычное человеческое желание увидеть результаты работы. Чем выше эти результаты, тем приятнее. Важно, что я могу продемонстрировать эффективность своих линков (скриншот ниже). Я сомневаюсь, что они привели хоть одного клиента студии (хотя все возможно). В данном случае важны не клиенты, а бонус к поведенческим факторам. Также важно, что линки будут стоять на этих площадках еще очень долго (и все время они будут приводить целевой трафик на сайт студии). Обратите внимание: самые благодарные читатели переходили с Medium.com.
Самая важная часть кейса: обзор контента
Как писались статьи и какие результаты принесли
О работе практически над каждым постом для web112 можно написать отдельную статью: рассказать, как выбиралась тема, как собиралась семантика, откуда брались данные, как проходила оптимизация текста и т.д. В написание, оформление и публикацию некоторых лонгридов я вкладывал 2 и больше дней.
Еще раз могу и хочу посоветовать кейс, который я опубликовал на web112.biz – там есть довольно подробное описание работы над самыми популярными постами.
Здесь я хочу сосредоточиться на относительно свежих лонгридах, которые уже показали неплохие результаты.
Лонгрид №1: Особенности создания и продвижения сайта для юристов и адвокатов
Объем статьи: 9970 знаков без пробелов.
Количество иллюстраций: 14
Количество ключевых слов, под которые оптимизирован пост: 17 (ниже некоторые из них)
Эта и другие иллюстрации с большим количеством данных кликабельны. Нажимайте, чтобы рассмотреть более внимательно.
Как видите, ключи я собирал с помощью SerpStat. Уже года 2 это самый удобный для меня SEO-инструмент.
Материалы для статьи я искал на СНГ-шных и зарубежных ресурсах. У меня сохранился файл в Word’е с основными фактами и тезисами по теме, которые я скопировал из разных источников, потому что посчитал их в той или иной степени важными. Файл этот на 5 страниц и 8 тысяч знаков. Не всю информацию оттуда я использовал, но многое пригодилось.
Отмечу несколько самых важных источников с полезными фактами и цифрами:
- Аналитический обзор Института проблем правоприменения «Рынок юридических услуг в России: что говорит статистика» (это не статья, а pdf-отчет, который можно найти в свободном доступе)
Часть запросов, которые приводили (и до сих пор приводят) потенциальных клиентов на сайт веб-студии можно увидеть ниже.
Обратите внимание, что среди ключей, которые попали в ТОП, есть такие важные, как «разработка юридического сайта» и «создание сайта для юриста».
Выше скриншот выдачи для региона «Москва».
Лонгрид №2: Создание сайта на WordPress: основные тонкости
Объем статьи: 14325 знаков без пробелов.
Количество иллюстраций: 12
Количество ключевых слов, под которые оптимизирован пост: 9
Часть запросов, которые приводили (и до сих пор приводят) потенциальных клиентов на сайт веб-студии можно увидеть ниже.
Важные подробности создания лонгрида:
- При подготовке к написанию статьи я создал простой сайт на WordPress на поддомене одного из своих ресурсов. Сделал я это для того, чтобы снабдить пост самыми свежими и актуальными советами и скриншотами. Вордпресс – очень удобная система управления контентом, создание простого сайта с ее помощью занимает не более часа. Тем не менее, я знаю не так много авторов, которые умеют делать и делают то, о чем пишут. Хороший вдумчивый рерайт чужих инструкций – это да. Написание подробного руководства с нуля, основываясь исключительно на собственном опыте – в 99 случаях из 100 НЕТ. Очень рад, что читатели блога Web112 получают не голую теорию, а проверенные актуальные советы от практика.
- В мета-тегах и самом тексте данной статьи я использовал смертельное SEO-оружие – дату. Уже не раз говорил об этом в своих постах и выступлениях – в огромном количестве ниш дата является простым, но действенным способом собрать дополнительный трафик.
Лонгрид №3:Создание сайта для ресторана или кафе: особенности + советы
Объем: 12846 знаков без пробелов
Количество иллюстраций: 16 (из них 2 GIF-анимации, которые тоже создавал я, чтобы лучше продемонстрировать преимущества определенных сайтов – скриншотов было недостаточно).
Количество ключевых слов, под которые оптимизирован пост: 15
Часть запросов, которые приводили (и до сих пор приводят) потенциальных клиентов на сайт веб-студии можно увидеть ниже.
Важный нюанс! Ниже вы видите красивые (с маркированным списком и картинкой) сниппеты в выдаче Яндекса со ссылками на рассматриваемый пост. Уверяю вас: это не случайность. Как мне это удалось? Там все просто. Ссылка на статью у вас есть: читайте, изучайте, думаю, что сами поймете.
Несколько других полезных фактов о работе над контентом
В прошлом году (2017-м) больше всего трафика собрала статья о популярных CMS-ках. Не в последнюю очередь это произошло благодаря наличию даты в тексте и мета-тегах. Я хотел, чтобы в 2018-м лонгрид продолжал приводить читателей, часть из которых конвертировалась в клиентов. Для этого я поменял дату в мета-тегах и добавил дополнительный блок, где рассказал свежие данные о системах управления контентом. Таким образом я не только подстроился под поисковики, но и под пользователей (я реально дал им информацию 2018 года).
То же самое я проделал со статьей о структуре продающего лендинга (поменял даты и добавил свежий актуальный блок). К чему это привело? Узнаете очень скоро.
Результаты продвижения веб-студии с помощью контент-маркетинга
Продажи
Главный результат – мы (напоминаю, что заслуга не только моя, но и руководителя студии, который тесно со мной сотрудничал все это время) достигли поставленной цели. Клиентов стало больше, и их заказы примерно в несколько раз окупили вложения в контент. Почему примерно?
Потому что не всегда возможно точно сказать, что привело клиента на сайт и что мотивировало сделать заказ. Иногда это очевидно, так как клиент сам об этом сообщает:
Иногда можно догадаться по косвенным признакам. Открываем Яндекс.Метрику, видим, что кто-то заходил на сайт по запросу «разработка сайта для юриста» и находился там 30 минут. В тот же день поступает звонок: бизнесмен хочет крутой ресурс для своей юридической фирмы.
В любом случае, если учитывать только заказы тех клиентов, которые прямо сказали, что обратились в студию потому, что понравилась та или иная статья, получается, что контент-маркетинг принес заказов на сумму более 800 тысяч рублей.
Тут есть два важных нюанса.
- В кейсе, который опубликован на web112.biz, речь идет о заказах на сумму 200 тысяч рублей. На момент публикации того кейса сумма была именно такая. Сами понимаете, что с тех пор прошло немало времени, на протяжении которого контент приносил пользу.
- Заказ – это не чистая прибыль. Нельзя сказать, что контент-маркетинг принес студии 800 тысяч дохода. Чистая прибыль существенно ниже.
Трафик и другие SEO-результаты
Вот так вырос поисковый трафик с момента начала моей работы:
Перепроверить можно одним из десятков SEO-инструментов. В отличие от некоторых, я не скрываю название сайта, над которым работал, потому что договор или потому что конкуренты, или потому что (вставить правдоподобную отмазку, которая позволяет пиариться без каких-либо рисков). Хотя понимаю, что вероятно допустил ошибки, за которые будут критиковать.
Вот сколько целевого трафика принесли 5 самых популярных на данный момент постов:
На первом месте статья про CMS (а это значит, что фишка с «освежением постов» сработала).
На третьем месте статья про структуру продающего лендинга (а это еще раз значит, что фишка с «освежением постов» сработала).
Хочу обратить ваше внимание на то, что в ТОП 5 нет ни одного поста, написанного руководителем студии. Все не из-за того, что он создавал плохой контент (Игорь опубликовал несколько очень крутых кейсов и написал другие полезные статьи). Дело в том, что (тут я повторяюсь) есть заметная разница между человеком, который просто хорошо пишет и специалистом, который профессионально занимается контентом не первый год.
О чем еще следует упомянуть?
Несколько моментов.
- Мне хотелось вместить в статью намного больше данных. Все же я понимаю, что если добавить информацию по каждому ключевому слову и приложить какие только возможно отчеты из Яндекс.Метрики, Яндекс.Вебмастера, Search Console, SerpStat (а я могу это сделать) практически никто не захочет дочитывать лонгрид до конца. Кейс должен быть не только информативным, но и интересным.
- Повторю в очередной раз: я не хотел дублировать факты из кейса, который опубликовал на сайте студии. Если не хватает какой-то информации, загляните туда. Думаю, вы найдете недостающие звенья.
- В 2017 году для заглавных картинок мы использовали картинки с фотостока (за которые, кстати, платили) и скриншоты из фильмов. В 2018-м после моих активных просьб был создан шаблон для брендированных иллюстраций. Этому факту я чрезвычайно рад. С ними пост привлекает больше внимание (уменьшается количество отказов) и внушает больше доверия к студии.
Полуторагодовая работа над сайтом веб-студии: выводы
Первые несколько месяцев внедрения стратегии контент-маркетинга показали нулевой результат. Ни одного человека из поиска. Зато сейчас, через полтора года понятно, что много постов приводят трафик уже больше года и, судя по всему, будут его генерировать еще долго. Результаты не мгновенные, зато долгосрочные и стабильные. Раньше после отключения контекстной рекламы приток клиентов практически прекращался. Сейчас ее отключают, а клиенты все равно идут.
Лично я доволен результатами. Заниматься контент-маркетингом в сегменте b2b в такой конкурентной сфере, как веб-разработка – легко. Добиваться результатов, которые вот так можно выложить и доказать скриншотами – в разы труднее. Тем не менее, мне это удалось. Думаю, что огромную роль в этом сыграло то, что я создавал SEO-контент для хорошей студии. Я точно знал, что там никого не обманывают, я точно знал, что сайты у web112 получаются качественные (вроде не совсем подходящее слово, но я хочу использовать именно его). Я был уверен, что студия будет работать еще много лет (а значит многое можно успеть).
Update 2019 года: как работает контент-маркетинг через 6 месяцев после публикации кейса
Когда я писал этот кейс в августе 2018 года, я сказал, что мои лонгриды приводят трафик больше года и уверен, что будут приводить еще долго (при этом в продвижение их не надо вкладывать ни копейки).
Сейчас февраль 2019 года. Работает ли моя стратегия контент-маркетинга? Посмотрите на скриншот ниже. Там самые трафиковые статьи на данный момент. Это те же самые лонгриды, что и полгода назад.
Можете сравнить данные со скриншотами, опубликованными чуть выше.
Как видите, контент до сих пор работает. Без вложений в рекламу и ссылки.
Источник: v-zdor.com