"Мне эта ваша американщина даром не сдалась!"
Есть такой подвид человека неразумного – «доблестный защитник культуры русской». Именно в кавычках. Это важно. Он регулярно наведывается в чужое медиа-пространство (блоги, интернет-журналы, страницы в социальных сетях) и яростно отчитывает всех, кто имеет наглость читать книги иностранных авторов и смотреть фильмы иностранных режиссеров. Особенно американских. Русофоб! Предатель родины! Изменник! Американский шпиЁн!
С момента ведения этого блога я регулярно получаю подобные отповеди. Подчищать нецензурные и оскорбительные – увы, уже неотъемлемая часть рабочей рутины.
Правда, как правило, вся доблесть защитников ограничивается написанием комментарием.
Почему бы не сделать собственный блог о русской литературе и русском кино?
Почему бы не сесть и не прочесть залпом собрание сочинений Шишкина в знак поддержки русской культуры?
Да потому что на самом деле они и сами ничего не читают очень часто, таково мое скромное мнение. Это просто еще один способ самоутвердиться за чужой счет – вытащить из человека, пусть даже совершенно незнакомого, яркие негативные эмоции. А потом постоять рядом в белом пальто, цокая языком и приговаривая что-то вроде «Вот до чего американщина доводит!». Да уж, она такая, эта американщина.
Иногда, когда я не в очень хорошем душевном состоянии, подобные нападки меня немного расстраивают.
Иногда, когда я в прекрасном душевном состоянии, подобные нападки меня забавляют.
Но чаще всего любые, даже грубые, комментарии дают пищу для размышлений (что не мешает мне удалять хамство и банить хамов).
Пока мы, пуская слюни, спали в хлеву в обнимку с буренками, в античном мире создавались величайшие произведения искусства. Что очевидно разрушает аргумент о величии русской литературы по сравнению со всей остальной. Читать эти тексты – как изучать алфавит. Это основы, культурная база. К слову о том, что начинать изучение литературы нужно с русских текстов.
Я не берусь судить за всех, кому, что, сколько и когда читать. И читать ли вообще.
Но лично для себя я сформировала несколько аргументов в пользу чтения литературы разных стран, помимо русскоязычной
1. Тот факт, что я родилась в России говорит лишь о том, что я родилась в России. Точка. Он не делает меня автоматически патриоткой, русской (потому что чистокровность – это большой, смешной и наивный миф) или обязанной таковою быть.
2. Мои современные реалии, безусловно, интересны. Но невозможно построить будущее, не учитывая опыт прошлого. А где искать опыт прошлого? Правильно, в книгах. Желательно также учитывать опыт разных соседей по планете, чтобы не наступать на уже опробованные кем-нибудь грабли.
3. Культурно, увы и ах (это может быть, как к счастью, так и нет – с какой стороны взглянуть) я далека от российской культуры. Как вариант, я родилась ну совсем не в свое время и не в том месте. Я ощущаю себя героиней Форстера, Апдайка, Селфа, Брюкнера. Отлично бы вписалась в Найт-Вейл и наверняка нашла общий язык с героями Ника Кейва. Это ни хорошо и ни плохо – это просто мои субъективные ощущения.
4. Скажу честно, мне не нравится современная русская литература выбором тем. Очень у нас популярны религиозные сюжеты, книжки о юродивых, быте СССР и вот это все. Это просто не мое. Поэтому зарубежная современная литература идет куда бодрее.
5. Русскую классику я читала, читаю и буду читать, но за годы учебы перечитала немерено – теперь просто хочется сменить вектор движения для разнообразия.
6. Мне очень интересно, как живут люди кардинально отличных от меня культур – привет, азиатская, африканская, скандинавская и всякая-разная другая литература.
По поводу кино у меня тоже найдется парочка аргументов
1. Современное русское кино – это жуткая жуть.
2. Классика русского кино не жуткая жуть, но я до нее еще банально не добралась.
3. Мировой кинематограф – рог изобилия. Лишать себя удовольствия смотреть Линча, Гиллиама, Ван Сента, Коэнов и далее по списку только потому, что они американцы, а я русская, а трамп американцы разруха гниющий запад упадок духовное разложение? Спасибо, но я пас.
Я частично согласна с Юнгом по поводу коллективного бессознательного и архетипов, близких определенным культурам. У меня действительно до сумасшедшей рези порой щемит в сердце, когда я читаю описания Лескова или тяжелые, мрачные пассажи Достоевского. Тема Великой отечественной войны автоматически настраивает меня на очень даже патриотический лад – просто по дефолту. Русские народные сказки отзываются чем-то удивительно волнующим глубоко на подкорке, тогда как образы Ананси, лунного зайца и пикси вызывают любопытство, и не более того. Вот Баба-Яга – это да. И Кащей со смертью в яйце, и Змей Горыныч (который не дракон ни разу), и Кот-баюн, и Марья Моревна, и Чудо-Юдо, и Царевна-лягушка…
Но все великолепие, все богатства и все неисчерпаемые возможности славянской культуры никак не отменяют великолепия, богатства и неисчерпаемых возможностей любой другой мировой культуры. Мы все очень разные, и тем интересны друг другу.
То была очень обычная узость мышления – те, кто ею страдают, убеждены что их цвет кожи, их верования и политические взгляды – самые лучшие, самые правильные, а все прочие люди во всем мире обделены судьбой. Из-за этой же узости иудей в древние времена благодарил Господа Бога, что тот не создал его женщиной, из-за нее же нынешний миссионер отправляется на край света, стремясь своей религией вытеснить старых богов; и из-за нее же Руфь жаждала перекроить этого выходца из иного мира по образу и подобию людей своего круга. (Джек Лондон «Мартин Иден»)