Давайте поговорим сегодня по поводу вальдорфской системы обучения, часть методов которой я обнаружила в своем родном городе. Вокруг этой системы много споров, и часто ставят вопрос "секта ли это"?
Из толкового словаря Ушакова "секта" - " Религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение. Отгородившаяся от общения с другими, замкнувшаяся в себе группа лиц".
А теперь о самой системе. Основоположником системы является Рудольф Штайнер и история ее создания берет начало в начале двадцатого столетия. Базу педагогической системы Штайнера составляет антропософия (к слову, это течение он сам основал) - религиозно-мистическое учение, содержащее в себе смесь идей многих религиозный и экзотерических течений, основной идеей которого является единение человека, его души со "сверхчувственным миром" и вселенной, где раскроются все человеческие способности. Во главу угла ставится ребенок и развитие его индивидуальных способностей,чему помогают определенные практики учения.
Перечислим основные постулаты системы. Все сделано из натуральных материалов, игрушки детям делают вручную сами воспитатели, учителя и родители, запрещено пользоваться "благами цивилизации" (компьютеры, планшеты, телевизоры), нет никаких оценок, контрольных работ, домашних заданий, ранее развитие речи, обучение счету, письму, чтению и пр. отсутствует (этому обучают после 7 лет), прививают любовь к труду, отдается предпочтение творческому и физическому воспитанию ребенка, день разбит на части, каждая из которых относится к изучению определенных этапов (души, духа и обучение креативности), преподаватели ставят своей целью развить у ребенка здравый смысл, креативность мышления, ответственность. Объединены сад и школа в одну систему, у ребенка один учитель вплоть до седьмого класса.
Но, так как школа основана на религиозно-мистическом учении, детям с самого начала рассказывают о ведьмах, леших, домовых, дают экзотерическое видение мира, произносят молитвы "матери-земле". Детей полностью "отрывают" от реалий современного мира. Воспитатели и учителя приходят домой к воспитанникам для проверки соответствия условий жизни установкам самой системы.
Я человек из глубинки, и хочу сказать, что часть программы выполнялась и у нас, но не думаю, что наши родители, бабушки или прабабушки были знакомы с постулатами вальдорфской системы обучения. А именно: игрушки мы часто делали сами из подручных материалов (например куклы из ткани, кораблики из щепок, лук и стрелы из веток и т.д.), просто не было денег купить их, этим развивалось наше воображение, креативность. Старушки на лавочках, собираясь вечерами, часто любили рассказывать нам всякие истории про домовых, леших, ведьм. Это тоже своего рода защита на подсознании (чтобы дети меньше бродили поздним вечером или ночью, хоть чего-то боясь, потому что родители в один прекрасный момент для многих перестают быть людьми, слова которых принимают на веру и все подвергается критике и негативизму). Мы часто были предоставлены сами себе и играли на природе с соседскими детьми. Но при этом мы также учились считать, писать в саду, до момента поступления в школу. Поэтому "секта" это или нет, решать вам.
Ведь каждый этап нашей жизни это стресс в той или иной степени, ну, согласитесь, пошел в сад: привыкание к новым условиям, воспитателям, детям, родителей рядом нет, у ребенка стресс, слезы. Ребенок привык, пронеслись 4-5 лет в саду, пошел в школу, опять все новое: дети, учителя, здание в конце концов, затем институт или училище - это может быть вообще переезд в ругой город, вновь все в новинку нужно адаптироваться. Даже взрослые меняя работу испытывают стресс, что говорить уж о детях.
Так получается ребенок выходит из стен вальдорфской школы далеким от реальности, он не имеет таких важных навыков, как социализация, быстрой адаптации к социальным группам или быстро меняющимся условиям среды, учитывая быстрою смену сленга нашего языка (ведь сами посмотрите сколько появилось новых, ранее не использовавшихся слов за последние 5 лет к примеру), знание компьютера в конце концов, столь важного для получения профессии. Просто задумайтесь каково будет молодому человеку выйти в реальный мир.
Я считаю, что из вальдорфской школы можно взять определенные методы, но полностью воспитывать по этой системе не стоит.
Удачи вам, дорогие друзья!