Найти в Дзене

ИГОРЬ СПИРИДЕНКО: "БУДЕТ ОБИДНО, ЕСЛИ, ПРОСТОЯВ 70 ЛЕТ В ТУНДРЕ, БОРТ ТЮРИКОВА СГНИЁТ В КРАСНОЯРСКЕ"

Оглавление

Игорь Спириденко во время экспедиции за самолётом "Дуглас-С47". Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО
Игорь Спириденко во время экспедиции за самолётом "Дуглас-С47". Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

Принято считать: всё самое интересное происходит в Москве и Санкт-Петербурге. Но в Русском географическом обществе иначе. Самые интересные экспедиции, самые неожиданные исследования воплощают в жизнь члены региональных отделений Общества. В беседе с нами председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко рассказал, что мешает реставрации ленд-лизовского "Дугласа", какова цель экспедиции, которая будет исследовать затонувший в войну сухогруз "Тбилиси", и когда в Красноярском крае появится Парк-музей освоения Севера. 

"Дуглас-С47" во время экспедиции. Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО
"Дуглас-С47" во время экспедиции. Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО
Игорь Спириденко – с 2017 года председатель Красноярского краевого отделения РГО.
С 2015 по 2017 год – руководитель Экспедиционного центра Русского географического общества в Сибирском федеральном округе.
В 2018 году проекту Красноярского краевого отделения РГО "Борт Тюрикова. Возвращение" присудили
Премию Русского географического общества в номинации "Лучшая экспедиция по России".

Население Красноярского края около 3 миллионов человек, из них лишь 400 человек состоят в краевом отделении РГО. И вот парадокс: экспедиции, международные проекты, путешественники регулярно попадают в топ федеральных и мировых новостей.

Про один только ленд-лизовский самолёт "борт Тюрикова" вышло более тысячи публикаций, в том числе в газете "Нью-Йорк-Таймс".

Историю о том, как ленд-лизовское судно эвакуировали из тундры, можно прочитать здесь.

Эвакуация "борта Тюрикова". Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО
Эвакуация "борта Тюрикова". Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

Председатель краевого отделения Игорь Спириденко считает, что секрет успеха прост: брать не количеством, а качеством. С каждым кандидатом он старается проводить собеседование, чтобы это были неравнодушные к деятельности Общества люди.

– У Красноярского краевого отделения такое количество экспедиций и масштабных проектов. Как вам это удаётся?

Важна дружная работа внутри коллектива, – говорит Спириденко, – слаженное взаимодействие с Исполнительной дирекцией РГО, руководством города и края, крупными финансово-промышленными группами региона ("Норникель", СУЭК, "Русал", "Полюс" и другие), а также правильная и открытая позиция по отношению к людям.

В 2019 году впервые за 118 лет истории отделения у него появился свой Попечительский совет, который возглавил губернатор Александр Усс.

Первое заседание Попечительского совета краевого отделения. Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО
Первое заседание Попечительского совета краевого отделения. Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

– Игорь Анатольевич, на экспедицию по эвакуации ленд-лизовского самолёта "Дуглас-С47" обратили внимание на самом высоком уровне. Премию РГО вы получали из рук Владимира Путина. Что стало с бортом Тюрикова?

– Борт находится на балансе нашего отделения в Красноярске. Вместе с крупными деталями мы вывезли большое количество мелких обломков, инвентарных вещей и фрагменты радиооборудования. Всё это сохранено. Своими силами мы частично восстановили отдельные элементы самолёта. Полностью отреставрированы основное шасси самолёта и блок управления радиокомпаса. Кроме того, удалось восстановить вилку хвостового колеса, которая переломилась пополам при аварийной посадке. Фюзеляж самолёта установлен на центроплан.

Фюзеляж "борта Тюрикова". Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО
Фюзеляж "борта Тюрикова". Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

Но, откровенно говоря, реставрация находится в зачаточном состоянии. Силами только нашего отделения её сделать невозможно. У нас нет ни материальной базы, ни опытных специалистов по реставрации. Самолёт – ценнейший. Мы считаем, что его дальнейшее восстановление до состояния музейного экспоната должны выполнять профессионалы.

Честно говоря, будет очень обидно, если, простояв 70 лет в тундре, борт Тюрикова сгниёт в Красноярске. Потомки нас не поймут.

Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО
Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

Было бы здорово рассказать эту историю о героизме наших лётчиков широкой общественности в виде художественного фильма, все материалы для сценария есть. Сам самолёт должен стать одним из символов героизма советских людей, сердцем будущего Парка-музея освоения Севера на острове Молокова. 

Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО
Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

– Сильно ли продвинулись в его строении с момента закладки камня в его основание в 2017 году?

– Нами изготовлена и оплачена концепция, составлен укрупнённый сметно-финансовый расчёт. По распоряжению губернатора создана рабочая группа по реализации проекта. Мы собираем тематические истории, факты героизма, сведения, документы, артефакты и прочие материалы для фондов будущего музея. Проводим мероприятия об освоении Севера: как в крае, так и во всей стране.

Церемония заложения камня в основание музея. Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО
Церемония заложения камня в основание музея. Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

Однако пока есть нерешённые вопросы, и без поддержки проекта со стороны руководства РГО их сдвинуть нереально. 

– Я полагаю, многие регионы хотели бы подобный музей. Почему логичнее его строительство в Красноярске?

– Красноярский край – это огромный регион России с традициями, заложенными ещё первопроходцами, которые необходимо сохранить и приумножить. Один из исходных импульсов в становлении Русского географического общества – открытия, сделанные именно на территории севера края путешественниками России в разное время.

Имена Миддендорфа, Бегичева, Челюскина, Прончищева, Лаптевых, Урванцева, героическая оборона Диксона и красноярская авиатрасса Алсиб во время Великой Отечественной войны, промышленное освоение Севера, "золотая лихорадка", развитие Северного морского пути и создание полярной авиации, а также много других тем напрямую связаны с историей и географией Российского Севера. 

Схема предоставлена Красноярским краевым отделением РГО
Схема предоставлена Красноярским краевым отделением РГО

Остров Молокова, фактически центр города Красноярска, – символически важная географическая точка. Это "Ворота Крайнего Севера". В 1934 году отсюда, с берегов Абаканской протоки, отправился спасать челюскинцев лётчик-герой Василий Сергеевич Молоков. С этого места и началась история полярной авиации. Именно отсюда героические полярные лётчики прокладывали маршруты на Туруханск, Игарку, Дудинку и Диксон. Здесь располагались и сохранились до наших дней авиамастерские и первый гидропорт, откуда осуществлялись авиасообщения...

Проект Парка-музея освоения крайнего Севера. Изображение предоставлено Красноярским краевым отделением РГО
Проект Парка-музея освоения крайнего Севера. Изображение предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

– В начале июня на территории края красноярский путешественник обнаружил обломки "Аэрокобры" и останки пилота, погибшего во время войны. Откуда эти погибшие? Что происходило в Красноярском крае во время войны?

– Это только кажется, что Великая Отечественная война миновала Сибирь. Карское море стало одним из театров боевых действий. В море и даже акватории Енисея действовали германские подводные лодки, нападавшие на конвои и минировавшие пути. Фашисты стремились прервать перевозку стратегических грузов, пытались зайти с тыла, высадив десант, что могло бы кардинально изменить ход событий.

Фото: wikipedia.org
Фото: wikipedia.org

В 1942 году немецкий тяжёлый крейсер "Адмирал Шеер" даже атаковал Диксон – арктический порт в Красноярском крае. К счастью, атаку отбил немногочисленный гарнизон. Отвага и доблесть защитников Диксона при минимальном вооружении позволили дать фашистам отпор. Операция "Вундерланд" провалилась. С войны дно Карского моря хранит немало тайн, которые ещё только предстоит раскрыть. 

Мемориал героям Алсиба в Киренске. Фото: Андрей Александров
Мемориал героям Алсиба в Киренске. Фото: Андрей Александров

Что же касается программы ленд-лиза, то действовала трасса Аляска – Сибирь, по документам она именовалась Красноярской авиационной трассой. Через Красноярск на фронт перегоняли военные самолёты, всего около 8 тысяч, здесь же на них обучались пилоты. Их героизм трудно переоценить. Это особая история, в двух словах о ней не расскажешь. В следующем году совместно с нашими американскими друзьями состоится кругосветный перелёт "Алсиб-2020".

Как будет выглядеть проект "Алсиб-2020", читайте здесь.

Алсиб. Фото: Terry Green – Hawg Wild Photography
Алсиб. Фото: Terry Green – Hawg Wild Photography

– В каких экспедициях в полевой сезон 2019 года участвует РГО Красноярского края?

– Второй год мне оказана честь возглавить экспедицию Туннуг по линии Русского географического общества. В мою зону ответственности входит координация всех процессов, проходящих в рамках экспедиции: жизнедеятельность лагеря, сохранение, формирование и использование материально-технического блока, безопасность участников, взаимодействие со всеми заинтересованными структурами и привлечёнными подрядчиками, организация досуга и просвещения для волонтёров. Ребята приезжают со всей России и из-за границы. В этом году освоили новый для нас опыт совместной работы с учебными заведениями Министерства обороны Российской Федерации и МЧС.

Лагерь Туннуг. Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО
Лагерь Туннуг. Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

В рамках комплексного проекта отделения по обследованию арктической территории Красноярского края в этом году продолжается экспедиция "Енисей – Арктика", организованная совместно с Сибирским госуниверситетом науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнёва.

ото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО
ото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

Исследование акватории реки Енисей и Енисейского залива происходит при помощи гидроакустических систем.

В 2018 году мы исследовали останки английской полярной паровой шхуны "Темза" ("Thames"), построенной в 1847 году в Англии и затонувшей на Енисее в 1878-м. В этом году уже в Карском море совместно с североморцами мы детально изучим сухогруз "Тбилиси", затонувший во время Великой Отечественной.

Судно "Темза". Изображение предоставлено Красноярским краевым отделением РГО
Судно "Темза". Изображение предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

С этим сухогрузом связано множество домыслов. Как он погиб? Затонул от мины или его торпедировала немецкая субмарина? Что он вёз в трагический день? Тоже загадка.

Известно, что его вооружали в США и на борту были два орудия. Но, как у большинства судов полярных конвоев, он возил всё. Помимо своего главного назначения – доставки военной техники и жизненно необходимых товаров и продуктов в СССР – конвои с самого начала использовали для пассажирских перевозок, доставки дипломатической почты и так далее, и так далее.

Сухогрус "Тбилиси". Источник: www.polarpost.ru
Сухогрус "Тбилиси". Источник: www.polarpost.ru

Первым делом необходимо определить точное местоположение судна и получить его акустическое изображение. В поисковой операции задействуем гидролокатор бокового обзора, также предполагается погружение водолазов – мы хотим определить характер повреждений судна.

Карское море. Фото: Михаил Чешков
Карское море. Фото: Михаил Чешков

Новые сведения о действиях кригсмарине в Карском море и устьях сибирских рек интересны с научной точки зрения. Но ещё это хороший вариант патриотического воспитания. Как отец троих детей, я понимаю, о чём говорю.

Под погрузкой. Лето 1944 г. Из кн.: Амирханов Л. И., Платонов А. В. Полярные конвои в иллюстрациях и статистике
Под погрузкой. Лето 1944 г. Из кн.: Амирханов Л. И., Платонов А. В. Полярные конвои в иллюстрациях и статистике

Перед экспедицией ребята из команды изучают архивы, чтобы установить истинный маршрут "Тбилиси", по крохам собирают ценную информацию. Архивов много, у сухогруза до его финального рейса внушительный опыт хождения в полярных конвоях в годы Великой Отечественной войны. Нам известно о пяти: PQ-9, PQ-18, QP-8, QP-15, JW-53.

Так что наша цель – открыть тайны гибели этого исторического судна.

Парусно-моторный кеч «Геркулес» экспедиции В. А. Русанова. Фото: wikipedia.org
Парусно-моторный кеч «Геркулес» экспедиции В. А. Русанова. Фото: wikipedia.org

Параллельно начинаем готовиться к другой многообещающей экспедиции – поиску пропавшего судна "Геркулес" русского арктического исследователя Владимира Русанова. Кто не помнит, он стал одним из прототипов капитана Ивана Татаринова в романе Каверина "Два капитана". Чтобы не сглазить, не буду делиться подробностями, но есть реальные наработки. Я мечтаю, чтобы следы легендарной экспедиции нашли в том числе мужики из моего отделения.

Владимир Русанов. Фото: wikipedia.org
Владимир Русанов. Фото: wikipedia.org

К 2020 году для нашего отделения достроят научно-исследовательское судно "Диксон". Многие удалённые экспедиции мы совершаем на вертолётах, этот корабль существенно сократит расходы. На нём умещается группа из 12 человек. Мы сможем обследовать акватории Енисея и его притоков, береговой линии Карского моря и моря Лаптевых, произвести экологический мониторинг. Также судно – отличная база для поисковых работ на суше.

Научно-исследовательское судно "Диксон". Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО
Научно-исследовательское судно "Диксон". Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

Отмечу, что 2019 год для нас очень насыщенный – сложный, но интересный, и не только экспедициями. Проект создания Эколого-географического лабиринта РГО в Государственном заповеднике "Столбы" поддержан инициативным грантом общества. Также мы стали победителями конкурса Президентских грантов с проектом "Музей без стен" при участии Минусинского регионального краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова. Есть множество и других проектов. Так что впереди очень много работы.

Игорь Спириденко на яхте "Елизавета". Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО
Игорь Спириденко на яхте "Елизавета". Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

– Поздравляю, чувствуется хорошее знание региона. Одно не понимаю: все эти проекты требуют времени, сил и сосредоточенности. Как вам удаётся не выгорать?

– Моё поколение выросло на книгах Жюля Верна, Фенимора Купера, Александра Дюма, Жозефа Рони-старшего, Вениамина Каверина. Помню, что с детства меня тянула какая-то романтика приключений. Сам себе что-то доказывал, изучал мир, боролся за что-то, побеждал. Видимо, и до сих пор всё так…

Беседовал Кирилл Мазур