Найти тему
Монастырский вестник

Об устной молитве

Игумения Домника (Коробейникова)

Сегодня мне хотелось бы поговорить на тему, которая знакома всем вам без исключения. При поступлении в монастырь каждой из вас дают наставление о делании, которое необходимо всем новоначальным. Я имею в виду наставление о том, чтобы непрестанно творить устную молитву. К сожалению, многие вскоре забывают об этом установлении, обязательном для каждого новоначального, и потом вспоминают о нем лишь временами. Вероятно, это происходит оттого, что мы не до конца понимаем, какое сокровище нам дано в таком, казалось бы, простом делании как устная молитва.

С древних времен гласная молитва заповедуется каждому новоначальному монаху, с нее должен начинать любой подвижник. Без нее было бы трудно научиться непрестанно памятовать о Боге, бороться с греховными помыслами, отсекать свою волю.

Новоначальный еще не имеет такой благодати, чтобы на всяком месте и при всяком деле помнить о Боге. Проходя монастырские послушания, подвергаясь различным искушениям, он невольно, по неопытности своей рассеивается. Как пишет об этом архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский), «душа, не привыкшая помнить о Боге, проводившая ранее, вместо богопредстояния, жизнь чувственную, продолжает увлекаться разнообразием впечатлений, хранимых памятью... Человек при таком внутреннем беспорядке не способен к трезвению, к духовному посту, он при всем желании не сможет обуздать ни ум, ни чувства». Для человека, пребывающего в таком состоянии, устная молитва – необходимое средство к тому, чтобы приобрести первоначальный навык в отсечении помыслов, хранении внутренней собранности.

Имя Господа Иисуса Христа, призываемое в молитве, содержит в себе благодатную силу. Уста и язык, непрестанно произносящие слова Иисусовой молитвы, освящаются, делаются неспособными к празднословию, смеху, произнесению бранных слов. «Оглашается воздух внимательной, устной и гласной молитвой – и объемлет трепет князей воздушных, расслабляются мышцы их, истлевают и рушатся сети их! Оглашается воздух внимательной устной и гласной молитвой – и приближаются святые Ангелы к молящимся и поющим, становятся в их лики, участвуют в их духовных песнопениях, как удостоились это зреть некоторые угодники Божии», - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).

Непрестанная устная молитва – ступень на пути к молитве умной и сердечной. Произнося слова молитвы вслух, неспешно, со вниманием и умилением, новоначальный постепенно научается отвергать греховные и суетные помыслы и обращать ум свой ко Господу. По словам архиепископа Антония, когда человек обретает навык к устной молитве, «[его] ум начинает теплее, усерднее прислушиваться к словам, читаемым языком, а, прислушиваясь, постепенно начинает с удовольствием сам погружаться в молитву».

С устной молитвы начинается молитвенный подвиг. Нужно отметить, что во время монашеского пострига при вручении четок, новопостриженные слышат от игумена такие слова: «Приимите, сестры (имярек), меч духовный, иже есть глагол Божий, ко всегдашней молитве Иисусове: всегда бо имя Господа Иисуса во уме, в сердцы и во устех своих имети должны есте, глаголя присно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную».
С устной молитвы начинается молитвенный подвиг. Нужно отметить, что во время монашеского пострига при вручении четок, новопостриженные слышат от игумена такие слова: «Приимите, сестры (имярек), меч духовный, иже есть глагол Божий, ко всегдашней молитве Иисусове: всегда бо имя Господа Иисуса во уме, в сердцы и во устех своих имети должны есте, глаголя присно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную».

Нужно сказать, что, хотя устная молитва наиболее нужна новоначальным, однако и тем, кто уже имеет духовный опыт, кто вкусил благодать умной молитвы, бывает необходимо произнесение молитвы устами. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что молиться вслух очень полезно при сильной брани, когда человек не в силах удержать молитву в уме. Большинство из вас, конечно, много раз читали это наставление, но, я думаю, не будет лишним напомнить вам слова святителя.

«При особенном действии рассеянности, печали, уныния, лености очень полезно совершать молитву Иисусову гласно: на гласную молитву Иисусову душа мало-помалу возбуждается от тяжкого нравственного сна, в который обычно ввергают ее печаль и уныние. Очень полезно совершать молитву Иисусову гласно при усиленном нашествии помыслов и мечтаний плотского вожделения и гнева, когда от действия их разгорячится и закипит кровь, отымутся мир и тишина у сердца, когда ум поколеблется, ослабеет, как бы ниспровергнется и свяжется множеством непотребных помыслов и мечтаний: воздушные князи злобы, присутствие которых не обличается телесными очами, но познается душой по производимому ими действию на нее, услышав грозное для них имя Господа Иисуса, придут в недоумение и замешательство, устрашатся, не замедлят отступить от души».

Другие святые отцы также говорят о необходимости гласной молитвы. Они обращают наше внимание на то, что величайшие праведники молились устами, и молитвой этой творили чудеса и возвещали славу Божию.

Подробнее: https://monasterium.ru/