Лирико-драматический тенор - голос, способный звучать легко и лирично, но при этом обладающий заложенной от природы силой, темнотой тембра, сталью. Как и любой иной голос, он обладает градацией от близкого к лирическому до почти неотличимого от драматического. Это универсальный голос, пусть и не способный на все, но, тем не менее, имеющий возможность исполнять большую часть партий, написанных как для лирического, так и для драматического голосов, не вызывая ощущения диссонанса между звуком и образом. Конечно, крайние по лиричности или драматичности партии ему даются с трудом, а некоторые могут даже разрушить голос.
Ярчайшим представителем этого типа голоса был швед Юсси Бьерлинг. Темный голос, насыщенный серебряно-стальными искрами, с возможностью перекрывать большой состав оркестра и хора. В юности Бьерлинг звучал легче, но с возрастом его голос окреп, стал опертым, темным.
Ария Неморино из оперы "Любовный Напиток" Доницетти. Партия рассчитана на легкий лирический голос, редкие исполнения этой партии обладателями более крепких голосов зачастую вызывают недоумение. Но у Бьерлинга, при всем богатстве тембра и силе, Неморино все равно звучит достоверно.
Не менее достоверно Бьерлинг звучал и в партиях драматических. Например, партия Канио из оперы "Паяцы". Конечно, в её случае бывают курьезы, вроде исполнения её Паваротти, но в основном её поют обладатели голосов крепких, способных выражать веристские страсти. В партии Канио Бьерлинг звучит темнее, чем в Неморино, выводя голос на максимально доступный объем, темноту и силу.
Еще одним представителем этого типа голоса является Пласидо Доминго. Во всяком случае, именно его исполнения партий, рассчитанных на такой голос, звучат по настоящему достоверно, там же, где ему требовалась либо мощь, как в Отелло, или мягкость, как в Неморино, его голос начинал звучать искусственно, терял живую окраску и натуральность. К сожалению, этот певец, так до сих пор и не может остановится, продолжая эксперименты с партиями. Его теноровые исполнения партий, написанных для вердиевского баритона, воспринимать иначе, чем курьез, довольно трудно. Хотя, в том же Симоне Бокканегра местами он звучит очень красиво, но, конечно, вовсе не баритонально.
Партия Марио Каварадосси, хотя и звучит особенно эффектно в исполнении драматических теноров, тем не менее написана скорее для лирико-драматического тенора, и это позволяет голосу Доминго раскрываться максимально.
Последним из оперных в этом списке я упомяну Джузеппе Кампора, одного из самых интересных пуччиниевских теноров середины 20-го века. Именно партии из опер Пуччини особенно прославили его: Марио Каварадосси, Пинкертон, Дик Джонсон и другие.
Темный, бархатный голос, способный, как на пиано, так и на темное форте. Голос удивительно живой по своему звучанию, что обычно более свойственно лирическим голосам.
И снова партия Каварадосси, в данном случае его первая ария "Recondita armonia".
Долго думал, кого можно привести примером этого голоса из рок-певцов, именно в случае с лирико-драматическими голосами это неочевидно. Если лирические это Ян Гиллан, Стивен Тайлер, и многие другие, а драматические, например, Эрик Адамс и Ронни Дио, то именно с переходными сложнее. Тут вспоминается разве что Джон Бон Джови. Его голос темнее голосов Гиллана или Тайлера, но не обладает силой и темнотой Адамса или Дио. Он достаточно свободно шел наверх, но, при этом, был способен озвучивать и середину диапазона, где местами даже напоминает эстрадного легкого баритона.
Песня Бон Джови "Always", в которой певцу необходимо как свободно петь в середине диапазона, так и заходить в верхние ноты, где не просто их удерживать, но и пропевать целые фразы.