Найти тему
История и искусство / Artifex

Ян Саудек. Эстетика извращенца.

Почему Чешская республика дарит миру самых неординарных гениев от искусства ― загадка. Эту страну буквально трясло на протяжении всего XX века. Наверное, именно поэтому здесь и родились такие корифеи как Франц Кафка и Давид Черны. Герой этой статьи тоже уроженец Чехии, и при этом ― весьма импозантный.

Прежде чем рассказать, кто же такой Ян Саудек (Jan Saudek, 1935), необходимо сделать пару ремарок. У него все в порядке с головой! Он ― человек образованный, причем ставший культовым мировым фотографом. И он не снимает извращенное порно! Почему его работы настолько вызывающие ― для ответа на этот вопрос нужно обратиться к его биографии и ее исторической подоплеке.

-2

Ян родился в семье чешских евреев накануне Второй мировой войны. Оба этих обстоятельства не предвещали мальчику счастливого детства. Большая часть его семьи погибла в Терезинском гетто, управляемом нацистами. Яна с братом во время войны держали в детском концлагере. Однако мальчикам вместе с их отцом удалось выжить.

В 50 годы Ян открыл в себе страсть к фотографии, а его брат Карел стал известным чешским иллюстратором комиксов. Воспоминания об ужасах детства преследовали Саудека в кошмарах. Многие фотоработы на ранних этапах творчества он посвящал теме отца и ребенка. Их лейтмотивом становился голый беззащитный младенец, которого укрывает папа.

-3

Но в это же время Яна мучили не только призраки прошлого, но и невыносимое чувство несвободы. Беря в руки фотокамеру, он ломал сковывающие его границы. В отличие от привычных для социалистических стран позитивных снимков с высокой моральной составляющей, у Саудека получались мрачные картины послевоенной Чехословакии, разрухи и общественной угнетенности.

А потом он переключился на «обнаженку», что, само собой, стало пощечиной всему соцлагерю. На слово «нельзя», Ян смело отвечал: «Можно и нужно!». И благодаря этому его уже в начале 70 годов заметили западные искусствоведы и чуть ли не сразу провозгласили одним из самых выдающихся европейских фотографов.

Саудек сделал провокацию в провокации. Он не только использовал эротику и ню, но и ломал представления об этих жанрах. На его фотографиях красивое сливалось с неприятным. Причем из года в год композиция, декорации и внешность моделей повторялись. Таким образом Саудек создавал собственную сюрреалистическую фотовселенную, в которой понятия морали, эстетики и сексуальности диктовал он сам.

Ян придавал работам неестественную яркость, используя сепию. Он придумывал к каждому снимку название, которое становились «плевком» в лицо зрителя. Иногда, как, например, в работе «Прощай, Ян!», (Goodbye Jan!, 1994), за названиями скрывалась история. Причем автор предоставляет вам возможность «достроить» целостный сюжет, опираясь на детали композиции фото.

-4

«Великий извращенец», как иногда называют Саудека, провел выставки уже в более чем 400 городах мира. За это время его обвиняли и в чрезмерной откровенности, и в пропаганде детской порнографии.

Реакция оправдывала старания фотографа: его работы ― неповторимая провокация! Ведь очень часто стыдно становится не от авторского снимка, а от того, что в этой работе увидел сам зритель.

Влад Чермышенцев © Artifex.ru