Уже примерно год как я начал заниматься обучением сына основам обращения с деньгами. Меня в детстве никто этому не учил, и все пришлось проходить на собственной шкуре. К счастью, я не влез во многие сомнительные истории типа займов в МФО и не сливал деньги в пирамидах. Но и миллионером к своим 35 годам тоже пока не стал. К сожалению.
И вот чтобы быть сыну самое ценное в финансовом отношении, - финансовое образование, - решил его натаскивать заранее. Ему сейчас 9 лет, так что к особо сознательному возрасту, надеюсь, придем к правильному пониманию законов денег и разберемся, что стоит, что можно, а что категорически нельзя делать с финансами.
Итак, решил сына учить финансовой грамотности. И чтобы у него появился свой собственный опыт обращения с деньгами, стал выдавать ему крошечные суммы. 100 рублей в неделю.
Позвал его как-то и сказал, что теперь он уже большой, а раз большой, - буду выдавать ему карманные деньги. И он их может тратить на все, что угодно. А выдавать их буду каждый понедельник.
Сначала он был счастлив. Свои деньги, круто же! Раньше не было, а тут, - пожалуйста! Трать, не хочу.
Да, я понимаю, что на 400 рублей в месяц сильно не разгуляешься. Но мне было важно, чтобы у него появился свой опыт в ощущениях. Что деньги есть. Или нет. Или их значительно не хватает.
А на мой взгляд, эти ощущения и опыт можно получить с любой сумой.
Потом пришли первые разочарования. Денег сыну оказалось сильно мало. Он копит вот таких зомби, продаются в Роспечати по 99 рублей, аккурат по 1 пакетику в неделю (а в пакетике их всегда лежит пара, но неизвестно каких, сюрприз в общем).
А хочется 2 или 3. Не одного за раз, а сразу много. В общем, классическое потребление, только пока в микро масштабе.
Чтобы у него потом срыва не случилось, периодически выдаю ему премию. Ещё 100 сверху, но это редко и бессистемно.
Поскольку времени прошло уже много, эксперимент несколько усложнился. Сейчас он подходит и спрашивает, а буду ли ему давать по 200 в неделю, а то 100 мало. Подталкиваю, чтобы он начал задавать правильный вопрос - "А что сделать, чтобы мне выдавали по 200₽?", но пока ещё не сложилось.
В общем, я доволен таки экспериментом. Только, как всегда, мне кажется, что дело идет слишком медленно. Мне всегда и во всем хочется, чтобы получалось быстрее. Но, как сказал Эйнштейн, «Каждый, кто хочет увидеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники». Так что приходится сдерживаться. Да и образование дело такое, лучше потратить время на обучение, чем потом постоянно совершать одни и те же ошибки в реальной жизни.
Ещё начал его обучать тому, что такое кредит и банковские проценты на этой же сотне в неделю. Но про это в следующий раз.
Подпишитесь, чтобы не пропустить!
Кстати, напишите, в комментариях, как вы обучаете своих детей обращению с деньгами или как обучали в детстве вас!