Найти тему

Николоза Баччи. Замужем за первым искусствоведом 2

Продолжение. Начало здесь

Но вряд ли Джорджо обсуждал с женой международную политику и скандалы, он, как все мужчины, найдя благодарную и прекрасную слушательницу наверняка говорил только о себе любимом. Благо рассказать то было чего.

Кардинал Ипполито Медичи
Кардинал Ипполито Медичи

Например, как в 1529 его практически с лесов снял кардинал Ипполито Медичи, когда Вазари расписывал портик перед главным входом в церковь монастыря св. Бернарда в Ареццо. Просто проезжал мимо по дороге в Рим, увидел, что его талантливый приятель убивается за копейки батрача на жадных монахов и позвал с собой. Надо понимать, что обоим красавцам на тот момент по 18 лет, а первый герцог Флоренции Алессандро деи Медичи детто Моро был всего на год старше этих оболтусов.

Герцог Алессандро деи Медичи детто Моро
Герцог Алессандро деи Медичи детто Моро

Роспись портика ответственный Джорджо, конечно, закончил и тут же рванул в вечный город. У него всю жизнь был нюх на правильных покровителей плюс природное обаяние, ну и просто банальное везение тоже никто не отменял. А в Риме молодой Вазари еще и понял, что, оказывается, бешено честолюбив. «Почему не в моей власти добыть себе путем упорного труда и учения то высокое положение и те звания, которые стольким другим удалось приобрести? Ведь они состояли из мяса и костей совершенно так же, как и я» - вопрос, который тогда не давал ему покоя, как он потом признавался.

Козине Джорджо конечно рассказывает, как он днем и ночью оттачивал мастерство, зарисовывая все подряд на пару со своим другом Франческо Сальвиати. «Не осталось ни одного хоть сколько-нибудь значительного произведения, которое я не зарисовал бы», - вздыхая говорит он и гладит ее по коленке. Эмоционально живописуя жене лишения и трудности, которые приходилось преодолевать двум честным талантливым юношам, пытающимся заработать на жизнь и плюшки своим искусством в этом жестоком мире, он наверняка забывает ей рассказать, как по заказу того же Ипполито пишет довольно скабрезные полотна для палаццо веселого кардинала, и тот его всячески поощряет, «одевает с иголочки» и вообще осыпает милостями, заказывая очередную живописную вакханалию (и побольше).

-3

Когда же благодетель отправляется в качестве папского легата в Венгрию, Джорджо берет под свое крыло сам папа Климент, который к восьмому году своего понтификата окончательно подорвал престиж Ватикана в Европе. Через пару лет король Англии Генрих VIII, наплевав на его запреты, разведется со своей опостылевшей первой женой Екатериной Арагонской и женится на «этой ведьме» Анне Болейн. В ответку этот умный человек предаст Генриха и архиепископа Кентерберийского Томаса Кранмера анафеме, ну и в итоге получит «Акт о супрематии», полный раскол и англиканскую церковь. Корректные историки говорят об автократизме папы Климента VII, но, наверное, термин «идиотизм» здесь будет более уместен.

Впрочем, к этому времени («акт о супрематии» был принят в 1534 году) неутомимый Джорджо Вазари уже два года как во Флоренции. Кардинал Ипполито перед своим отъездом предусмотрительно снабдил его рекомендательными письмами к кузену Алессандро (а то вдруг тот сам не вспомнит совместных походов по куртизанкам) и Джорджо очень тепло принят и обласкан герцогом.

Портрет Алессандро кисти Вазари
Портрет Алессандро кисти Вазари

Козина радуется успехам мужа при дворе Алессандро Медичи, негодует на завистников и недоброжелателей, которыми Вазари в тот период своей карьеры обзавелся в избытке, облегченно смеется и хлопает в ладоши, узнав, как все враги посрамлены и козни их расстроены, исключительно благодаря смекалке и потрясающей работоспособности ее Джорджи.

Эти два их медовых месяца абсолютно волшебны. Молодожены все время проводят вместе – засыпают и просыпаются, обедают и ужинают, ходят к мессе, даже гуляют по окрестностям, когда погода позволяет, или просто сидят в своем чудесном саду, держась за руки. Джорджо учится любить. 13 лет после смерти отца он, как старший в семье, пер на себе ответственность за благополучие матери, двух братьев и трех сестер. Он и дом-то позволил себе купить только после того, как заработал на приданное и благополучно выдал замуж последнюю сестру. И целых десять лет потом даже думать не хотел, чтобы снова впрячься в эту кабалу заботы о ком-то, кроме себя. Но с Козиной все по-другому. Он начинает понимать, что близкий человек – это не просто без конца отдавать, это про бескорыстный обмен, когда делаешь для другого не потому, что должен, а потому что твое сердце счастливо замирает от одной радостной улыбки на дорогом лице.

А Козине и учиться ничему не надо, она просто так устроена: счастлива его радостью, грустна его печалями. Она идеальное зеркало, в котором Вазари видит себя таким, каким навоображал еще тогда в Риме восемнадцатилетним мальчишкой – успешным, знаменитым, лучшим мастером своего дела. Просто лучшим.

Единственно, что несколько омрачает их парадиз – это его частые поездки во Флоренцию. Там в мастерской брабантца печатника Лоренцо Торрентино готовится к изданию книга Джорджо Вазари, плод его четырехлетнего кропотливого труда Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов. Но Козина все понимает, да и поездки эти короткие – до Флоренции верхом всего три с небольшим часа, если не гнать. Но ее Джоржо прекрасный наездник и, похоже, лошадей он не щадит, потому что, уезжая после завтрака, к ужину уже всегда дома.

В такие дни она особенно старается, сама следит за приготовлением его любимых блюд, лично накрывает стол для их позднего ужина в комнате, роспись которой Вазари закончил самой первой – в комнате Славы.

Комната в доме Вазари в Ареццо
Комната в доме Вазари в Ареццо

Там на потолке в самом центре изображена фигура Славы, которая дует в золотую добрую трубу и прячет за спиной злую – медную. Пусть ее мужу всегда играет только золотая труба, а злословие и дурные слухи даже не касаются его ушей. Козина суеверно скрещивает пальцы и идет прихорашиваться.

Джорджо подарил ей настоящее венецианское зеркало, оно безумно дорогое, стоит в два раза больше чем сходное по размеру полотно гениального Рафаэля Санти. В его золотистой глубине она кажется себе более взрослой – статной, пышнотелой. Впрочем, даже самое волшебное зеркало не может сделать красивее ее волосы, потому что они как есть совершенство. «Тонкие и светлые, похожие то на золото, то на мед, сияющие подобно солнечным лучам, вьющиеся, густые и длинные, рассыпанные по плечам волнами», именно такие, как воспевал в своем «Трактате о красоте и любви» Агостино Нифо в 1539 году. Того оттенка, который позже назовут «тициановым» по имени венецианского коллеги ее мужа, прославленного певца рыжеватых блондинок.

Козине не надо, как большинству ее соотечественниц намазав волосы смесью лимонного сока и шафрана (а для особо радикальных, так и вообще, вонючей серой) сидеть на крыше часами под палящим итальянским солнцем, чтобы получить самый вожделенный оттенок того времени, который совсем недавно ввели в моду в большинстве своем смуглые и брюнестистые венецианки. Они у нее такие от рождения, что в сочетании с темными, почти черными глазами, делает Козину настоящим воплощением ренессансного идеала красоты.

Собственно, сам термин «ренессанс» еще не вошел в широкое употребление, но он уже придуман ее Джорджо. В той самой книге из-за которой он покинул ее сейчас он в первый раз использовал это слово – «возрождение», так же как «античность» и «средневековье». И мы до сих пор оперируем периодизацией, предложенной именно Вазари, оказалось, что она удобно описывает в целом историю человечества от древнего мира до нового времени.

В тот день Вазари привез первый переплетенный экземпляр «Жизнеописаний». Козина никогда еще не видела такой новой книги.

-6

В XVI веке в купеческой Тоскане родители не были озабочены тем, чтобы давать своим отпрыскам разностороннее образование, особенно дочерям, разумеется, даже Екатерину Медичи, герцогиню Урбинскую при французском дворе дразнили «купчихой» из-за неумения красиво говорить и гнобили за ошибки в письмах.

Но читать и писать Козина умела, даже немного знала латынь. Поэтому пока Джорджо со смехом рассказывал ей, как ловко кардинал Фарнезе четыре года назад втравил его в эту авантюру с написанием «Жизнеописаний», она аккуратно переворачивала страницы книги, будто искала что-то. И вот, когда он дошел до описания своей досады по поводу некомпетентности Паоло Джовио, спутавшего прозвища художников и перевравшего все даты, она подняла на него полные слез глаза.

Кардинал Фарнезе
Кардинал Фарнезе

Вазари растерялся – он никогда еще не видел свою уравновешенную жену такой расстроенной. «Здесь нет твоего жизнеописания», - сказала она и по-настоящему расплакалась. Ей казалось это страшной вопиющей несправедливостью, с которой она отказывалась примириться. Ее муж, величайший художник и архитектор современности, и в его колоссальном труде нет главы, посвященной ему самому? Невозможно!

Вазари в тот вечер долго успокаивал жену, но она перестала плакать только после того, как он поклялся ей, что допишет свою книгу, и опубликует ее снова уже вместе со своей собственной биографией. Не исключено, что ему легко далось это обещание, более того, возможно, именно Козина помогла ему понять, что его так раздражало в этой книге, почему его все время что-то не устраивало и даже этот прекрасный пилотный экземпляр, который он привез домой не радовал его так, как должен бы был.

А потом он смотрел на ее припухшее от слез личико, подрагивающие во сне губы, перебирал пальцами локоны цвета меда и не знал, как рассказать о том, что только что во Флоренции встретил того самого дель Монте, кардинала, который в свое время в Болонье присоветовал ему жениться. Кардинал проезжал через Тоскану на конклав и прямо между первым и вторым бокалом заявил «Я еду в Рим и наверняка буду папой. Спеши закончить свои дела и, как только получишь известие, отправляйся в Рим, не дожидаясь других указаний или вызова».

Это было не то предложение, от которого можно вот так просто отмахнуться. Тем более, что предчувствия дель Монте сбылись и он, действительно, был избран папой 7 февраля 1550 года под именем Юлия III.

Продолжение здесь. Окончание