Новый фильм Паразиты Пон Джун-хо взял золотую пальмовую ветвь 2019 года. Это крайне престижная награда Международного каннского кинофестиваля вручается с 1939 года (правда, название в разные годы было разное). В свое время золотую пальмовую ветвь получали Орсон Уэллс, Федерико Феллини, Френсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе, Эмир Кустурица и ещё и ещё и ещё очень много талантливых и известных людей. Корейский режиссер впервые получает такую престижную награду, до него, из азиатских режиссеров получали представители Китая и Японии.
Я до просмотра фильма не портил себе впечатление неизведанного и ничего не читал о ленте, не смотрел фильмографию режиссера. После просмотра - сразу в гугл, что же он снимал, и вауля:
Похоже это Кэри Фугунага от мира режиссеров.
До меня уже писали рецензии люди гораздо профессиональные и талантливее, так, что вам дорога на Медузу к Долину или на Афишу к Зельвенскому, кому кто по душе.
Что понравилось?
Человек снял отличную черную комедию в условиях ограниченного пространства, без применения всякого рода экшОна и спецэффектов, а картинка держит, и иногда лучше блокбастеров. От постоянной ряби быстрой смены кадров и персонажей мозг устает, а тут очень приятная операторская работа, отличная цветокоррекция, саундтрек, который есть, но на который не акцентируешь внимание, хорошие актеры и абсолютно нетривиальный сюжет. Отдельное спасибо именно визуализации проблем и решений, который ставятся перед героями очередным сюжетным твистом. Человек не забыл, что кино это визуальное искусство, а не способ объяснять.
Разные жанры в одном кино, сначала комедия, потом, фарс, трагедия, даже ужас, и в итоге это заканчивается как и начиналось - остросоциальным фильмом, в котором все очень метафорично, как выражается один из героев кино. И эти жанры не следуют один за другим, он не показывает, что умеет снимать и так и так, он использует плюсы этих жанров для более сильного художественного выражения идеи фильма.
Диалоги, блин, какие же они вкусные, смеялся много, не думал, что у обычного российского зрителя и искушенного корейского режиссера найдутся общие темы для понимания, все-таки юмор самый универсальный язык взаимодействия между нациями. Честность и искренность героев - великолепная работа сценаристов и актеров, сценаристом, кстати, выступил сам Пон Джун-хо.
Эмпатия. Её очень трудно добится, трудно написать (именно написать) таких героев которым будешь сопереживать, в шкуру которых можно влезть и понять каково это, быть ими. Трудно написать таких героев, которым поверишь, если ты не знаешь таких жизненных историй или не встречал таких людей в своей жизни. А тут все очень хорошо получилось.
Что не понравилось?
Нелогичность сюжета, она идет по грани, ты думаешь, ну вот всё “в это я не верю”, а наступает следующий кадр и режиссер не переходит эту грань, очень грамотно и тонко, как будто специально, ту грань когда понимаешь, что в реальной жизни такой дичи быть не может, все в рамках культа и сюжет стелется гладко, даже несмотря на явные логические несоответствия. Конечно, можно сослаться на художественный вымысел, метафоричность этих двух семейств, одни - это капитализм, другие - социализм. И весь фильм это попытка социализм продержаться и приспособиться к нормам капитализма. Но здравый то смысл никто не отменял как и классовую борьбу. Или я что-то пропустил?