Материал подготовлен в рамках проекта «The Earth Is Flat - Kак читать медиа?», реализуемого Гёте-Институтом в Москве и порталом COLTA.RU при поддержке Европейского союза
***
За последний десяток лет зачинщиками самых безумных срачей в глобальном интернете выступают борцы за социальную справедливость. «Сверхчувствительные фанатики» будто живут ради того, чтобы оскорбляться и принуждать источник раздражения либо публично раскаиваться, либо понести ущерб. Среди множества замечательных людей найдутся несколько – без всякого преувеличения – знаменитостей, приверженность которых борьбе против всего плохого и за все хорошее сложно недооценить. Воздадим должное и вспомним, чем они прославились на этом поприще.
Анита Саркисян и прогрессивная цензура
Уроженка Канады с армянскими корнями, блогер, критик поп-культуры и феминистка Анита Саркисян наиболее известна как основательница веб-сайта Feminist Frequency, который его редакция позиционирует в качестве образовательной организации. Публичная карьера Саркисян чуть более, чем полностью выстроена на разоблачении женоненавистнической и сексистской природы игрового сообщества. При этом сама критик действует с позиций стороннего наблюдателя, признавая, что игры и фанатское сообщество вокруг них интересуют ее только как объект критики. Видеоигры — и поп-культура в целом — отводят женским персонажам унизительные, пассивные роли, считает она.
В 2012 году с помощью краудфандинга Саркисян смогла собрать 158 тысяч долларов на создание пяти тематических роликов для серии «Тропы против женщин в видеоиграх». Позже видео были отмечены крупными средствами массовой информации и подробно раскритикованы со стороны игрового сообщества. Тогда же Саркисян впервые подверглась травле в интернете. Спустя два года она снова оказалась в центре скандала, на этот раз вокруг движения Gamergate. Подробнее об этом «Новая Этика» постарается рассказать в другом материале. Одной из первых Саркисян обратила внимание на сексуальную объективацию женщин как в визуальном, так и в нарративном плане.
Можно предположить, что Анита Саркисян — одна из тех, кто, вероятнее всего, поспособствовал популяризации современного образца прогрессивной цензуры. В том числе благодаря успехам ее проектов, развлекательные медиа и их создатели сегодня периодически обвиняютсяв расизме, сексизме и других «-измах». Для этого им достаточно нарисовать откровенный наряд, сделать главным героем белого мужчину, дать женщинам чуть меньше реплик в диалогах или не добавить цветных персонажей. При этом недовольные склонны игнорировать творческую мотивацию авторов и даже присущий произведению культурный контекст, считая несогласие с их позицией чистым злом или невежеством per se.
Бри Ларсон и политика идентичности
Исполнившая роль капитана Марвел в фильмах Marvel актриса выступила на премии, посвященной женщинам в кино, и там же пожаловалась на недостаток гендерного и расового разнообразия среди критиков. Фильмы, снятые с расчетом на сообщество цветных женщин, имеют слишком малый шанс быть увиденным и отрецензированным представительницей релевантной аудитории, сообщила Ларсон. И пояснила, что ее так раздражает: «У аудитории недостаточно возможностей ознакомиться с мнениями людей, для которых снимались такие фильмы. Мне не нужно, чтобы о фильме рассуждал 40-летний белый чувак. Кино снимали не для него. Мне хочется знать, что оно значит для цветных женщин, цветных подростков».
Вдобавок актриса призвала компанию Marvel поспешить и как можно скорее увеличить репрезентацию ЛГБТ-коммьюнити в своих фильмах. Вскоре после выхода «Мстителей: Финал» в сети появилась петиция, созданная сторонниками социальной борьбы и обращенная непосредственно к Ларсон.
«Мы требуем, чтобы Бри Ларсон оставила свою роль [капитана Марвел] и доказала, что она является сторонником борьбы за социальную справедливость. Настало время ей продемонстрировать свои взгляды делом, а не только словами», — сказано в петиции. На место гетеросексуальной актрисы Ларсон создатели петиции предлагают взять цветную женщину из ЛГБТ-сообщества и, таким образом, противостоять «вайтвошингу» (white washing) персонажей в пользу белых мужчин, стоящих во главе Disney.
Джессика Валенти и слепая вера в идеалы социальной справедливости
В ноябре 2014 года в журнале Rolling Stone вышло расследование «Изнасилование в кампусе». Журналистка Сабрина Эрдели рассказывала о жестоком групповом изнасиловании студентки Джеки и о том, что в студенческой среде поощряется сексуальное насилие на вечеринках. Освещающая столь важную тему статья вполне ожидаемо стала популярной. Однако читатели усомнились в правдивости истории.
Студенты из общежития университета Виргинии, где училась Джеки, указали на нестыковки. О вечеринке в тот вечер никто не слышал. Полиция не смогла найти подтверждение тому, что изнасилование вообще имело место. Материал проверили еще несколько изданий, и чем дальше, тем больше странностей они обнаруживали.
Независимое расследование университета Колумбии показало, что журналистка Rolling Stone поверила Джеки на слово, тогда как все, о чем рассказывала героиня текста, следовало перепроверить. В реальности не удалось обнаружить не только следов вечеринки, на которой якобы произошло изнасилование, но и самого насильника. По всей видимости, его никогда не существовало. В апреле 2015 года статья была удалена с сайта.
В своей колонке для The Guardian основательница блога Feministing Джессика Валенти написала: «Я выбираю верить Джеки. Я ничего не теряю, даже если мне докажут обратное — по крайней мере, я смогу спокойно спать, потому что вступилась за молодую девушку, которая могла пережить ужасную травму». В конце концов Валенти обвинила Rolling Stones в непрофессионализме — но не потому, что журнал не опроверг показания героини на стадии подготовки текста, а потому что не смог найти им подтверждение. Материал, по словам Валенти, навредил будущим жертвам и убедил многих в том, что девушки выдумывают истории об изнасилованиях.
Nixelpixel, культурный контекст и обидные комментарии
22 ноября 2017 года блогерша Саша Кэт выложила в своем Instagram фотографию, где предстала в образе афроамериканки — на голове парик с кудрявыми волосами, смуглое лицо. В том же образе она появилась в видео на YouTube. Фото и видео появились не просто так: до того в комментариях Саше писали, что она слишком бледная, и Саша решила таким образом на обидные комментарии ответить. На публикацию отреагировала киберфеминистка и блогер NixelPixel (Ника Водвуд).
«Опять белая блогерка накрасилась как темнокожая о господи когда же это закончится», — сокрушалась Водвуд. Вне зависимости от намерений, это не ок, это расизм, это blackface, объясняла она подписчикам. Между тем, в социальных сетях Кэт появились англоязычные комментаторы, обвинявшие девушку в блэкфейсе и угрожавшие ей смертью и побоями. Иначе говоря, развернулась привычная травля противника социальной справедливости. Ни история, ни культурный контекст оказались не важны.
Ника Водвуд рассказывает об интерсекциональном феминизме на YouTube и крайне негативно относится к критике. Блогер отказывается мириться с тем, что в интернете могут писать обидные вещи. Несогласным с ее позицией она советует вообще ничего не писать, поскольку видео снимаются, по всей видимости, для безусловно согласных. При этом платформы, которые позволяют своим пользователям открыто выражать свои взгляды, по мнению Водвуд, должны отвечать за написанное в комментариях.
В октябре 2018 года Nixelpixel обвинила издание The Question в травле. Видеоблогеру не понравилось, что к вопросам, касающимся ее персоны, пользователи оставляли не самые комплиментарные ответы. Издание Wonderzine приводит пример такого комментария: некто Владимир Бородин упомянул, что Ника Водвуд дискредитирует российский феминизм. Под давлением поддержавшей претензии Водвуд общественности ресурс все-таки удалил «несколько обидных комментариев». После чего директор по контенту The Question Рустам Юлбарисов напомнил, что «люди в интернете часто пишут плохо про других людей, тем более про известных».
Дмитрий Левин