Найти тему

Стеркина Наталья. "Околдован серебряным светом луны …". Конкурс "Армянские мотивы"

Околдован серебряным светом луны …

Магия кино… Движется нарисованное светом: взлетает, колышется, корчится, клонится, падает, кланяется, морщится, пенится, льется. И вдруг замирает. Там, на белом экране, зеркала, реки, лужи, ручьи – и в них отраженья. Там, на белом экране, снег, на нем следы. Там – идет дождь, то стеной, то капля за каплей. Волшебник Осип Мандельштам в «Путешествии в Армению» описывает озеро на рассвете: « Ежедневно, ровно в пятом часу, озеро, изобилующее форелями, закипало, словно в него была подброшена большая щепотка соды. Это был в полном смысле слова месмерический сеанс изменения погоды, как будто медиум напускал на дотоле спокойную известковую воду сначала дурашливую зыбь, потом птичье кипение и, наконец, буйную ладожскую дурь». Так прокладываются магические тропы вселенной… Ритм. Видеоряд. Поэтическое кино! Сергей Параджанов. «Цвет граната» ( «Саят- Нова»). Освещена молнией лепнина. Из тени вырастают, выдуваются цветные сосуды, из пятен складывается орнамент. Ветер, листая страницы книги, показывает картинку – на ней открытая книга. Плоское на плоском… Под прессом уходит из промокших книг влага ; на крыше под солнцем сохнут. Трепет белых листов. Босые ноги давят виноград. Мальчик, раскачиваясь на веревке, как колокол, обозревает мир. Мальчик – поэт. Монтажные фразы, сцепляясь, образуют натюрморт, пейзаж, портрет. Кипит вода, колышется ковер, мотки белой шерсти падают в чан с красной краской. Пар. Цветной ветер… Серебряные блюда. Выстроились в ряд изукрашенные орнаментом узконосые мягкие туфли… Взирает на мир поэт, насыщается его ритмом, его цветом, его светом. Саят-Нова… Кинотекст. Поэтический текст: « Не всем мой ключ гремучий пить: особый вкус ручьев моих…» « Жаркая страна, холодная зима», фильм Давида Сафаряна, 2016 год. Горько- соленый вкус стихотворных строк – резко, встык поставленные кинофразы. Взвинченность. Экспрессия. И длинные, медленные планы. Выстроились люди в цепочку на снегу. Клинья зеленой травы. Нечеткие отражения в лужах. Застыл на месте синий троллейбус. Встал дыбом красный трамвай. Дым от неисправной печки. Трещины на стене. Он и Она в церкви. Свет свечи. Куклы, висящие на стене, качают головами, касается их бледная рука. Актеры на сцене, полуопущен занавес. Очередь за водой – разновозрастная. Ломаные линии, размытые пятна. Морозная зима. Мало слов. Немного музыки. Звук. Цвет. Свет. Жарко. Холодно. Горько. Страшно. Смешно. Светло. Оператор Армен Хачатрян. Композитор Алберт Глассер. Посвящается памяти Саркиса Сафаряна. Белой точкой- луна. Стучат, крутятся колеса поезда. Сумрачно. Сумрачно. Рассыпаются по земле мандарины… Стоп- кадр: монетки на детской ладони. Дробные движения женских фигур, как в народном танце. Мария Саакян. Кинопоэма «Маяк». Удаляется от старого вокзала фигурка – это Лена ( Анна Капалева), она идет к бабушке с дедом. Надо забрать их, увезти от войны… Но здесь, в маленьком городе, свой ритм, свои танцы и песни. Заколдованное место. Под уличным фонарем прижались друг к другу фигурки стариков. За поминальной трапезой застыли соседи. Скорбное прекрасное лицо Софико Чиаурели… Не уехать Лене от маяка своего детства. Светятся глаза Софико. Смеется вдали ребенок. Яркий жаркий цвет граната … Лунный луч освещает тропинки сна. Рождается кино, поэтическое кино.