Найти тему
Яндекс.Драйв

История одной машины

Оглавление

И рассказ о том, как, оказывается, надо делать каршеринг

Сегодня Драйв — 1-ый в России, 2-ой в Европе, и 3-ий в мире по объему автопарка каршеринг. Но ещё 2 года назад мы делали вообще другое — приложение с картой города и свободными машинами всех каршеринговых компаний того времени.

Однако быстро поняли, что не хотим быть агрегатором. У нас было достаточно знаний, технологий, желания и наглости, чтобы сделать что-то своё.

Русский каршеринг кисти Пасмура Рачуйко
Русский каршеринг кисти Пасмура Рачуйко

Ещё один каршеринг

Мысль о том, что IT-компания с 20-летним опытом работы во всемирной сети Интернет пойдет в оффлайн, пугала всех.

Нам задавали сотни вопросов: начиная с того, как мы собираемся мыть машины, заканчивая напутствиями, что из машин всё украдут, так что мы вообще зря тратим время.

Но нами двигала идея создать что-то большое и непривычно удобное. Такое, что не делали прежде. Тогда-то и пришла мысль запустить свой каршеринг, но чтобы было вот так:

  • сервис понятный и доступный;
  • тарифы выгодные;
  • машины на каждом углу.
Семь самых первых автомобилей Драйва, декабрь 2017
Семь самых первых автомобилей Драйва, декабрь 2017

Мы сделали ставку на инженерный подход с тотальной автоматизацией процессов управления парком и быстрым темпом создания фичей для пользователей. Плюс на постоянное упрощение сервиса и освобождение клиентов от любых действий, связанных с обслуживанием наших автомобилей.

Наше маленькое кино как раз об этом.

В Драйве всем управляет алгоритм. И процессами, которые связаны с машинами, и остальным сервисом.

Помимо него, мы ещё придумали 4 радикальные идеи. Именно они делают Драйв Драйвом.

Идея раз. Очень много машин

Первое, что мы придумали — создать максимальную плотность автомобилей. Мы пересмотрели подход к темпам вывода новых машин и сделали автоматическую систему тестирования. Она исключала человеческую ошибку при монтаже оборудования.

Уже спустя три месяца после запуска мы научились выводить около 1 000 новых автомобилей на линию в месяц.

Машинки на парковке Драйва в аэропорту Шереметьево
Машинки на парковке Драйва в аэропорту Шереметьево

Идея два. Динамические тарифы

Для каршеринга их тоже придумали мы. Тарифы «Минуты», «Часы», «Дни» назначают справедливые цены на каждый автомобиль в зависимости от:

  • его местоположения в городе;
  • времени суток
  • текущего спроса;
  • удалённости от метро;
  • погодных условий;
  • десятков других параметров.

После нас динамические тарифы стали внедрять и другие компании.

Тариф «Фикс» вообще самый главный. Это персональный тариф, который рассчитывается под конкретный маршрут. Он позволяет заранее узнать стоимость поездки, которая не меняется, если и планы водителя не поменяются.

Драйв — единственный каршеринг в мире с фиксированным тарифом (пока что).

Нам тоже удобно: мы знаем, где будет завершена аренда, а значит можем предложить клиентам цены ниже поминутного тарифа. Это работает за счёт того, что мы даём возможность другим водителям забронировать автомобиль, который ещё занят, но вот-вот освободится. Такой приём снижает время простоя и увеличивает плотность автомобилей в городе без вывода новых машин.

Грузовой фургон Джампи для перевозки самых обычных вещей
Грузовой фургон Джампи для перевозки самых обычных вещей

Идея три. Технологичный каршеринг

Всё-таки мы из IT-компании. Наше преимущество в том, что у нас есть технологии и экосистема. Мы можем использовать то, что придумал кто-то другой в Яндексе, для нашего каршеринга.

Технологии в Драйве на каждом этапе, даже при регистрации в мобильном приложении. Драйв был первым на рынке, кто предложил пользователям пройти регистрацию в режиме диалога с роботом.

Именно боты принимают решение о допуске водителя к классам автомобилей.

Поэтому можно не спрашивать нас, когда вам выдадут доступ к Порше или Вольво. Всем управляет алгоритм.

Ещё мы интегрируем готовые продукты Яндекса в свои машины. Например, Яндекс.Авто — бортовой компьютер, который есть в большинстве наших автомобилей. Навигатор, музыка, интернет и голосовой помощник Алиса на большом экране помогают водителю сконцентрироваться на дороге.

Идея четыре. Свои коммуникации

Это и маркетинг, и реклама, и эмоции от сервиса. Ни на одной из наших машин нет рекламной оклейки, и ни в одной — каких-либо элементов, отвлекающих от движения. У нас даже нет агентства, которое бы занималось дизайном, имиджем, мерчом, инстаграмом и прочими каналами. Мы всё делаем сами. Даже отдаём машины, чтобы их как следует разгромили.

Такое отношение к коммуникациям — естественное продолжение нашего отношения к сервису. Драйв понятный, ловкий и без подвохов.

Системное сообщение в приложении о выводе новой модели на линию
Системное сообщение в приложении о выводе новой модели на линию

Разнообразие автопарка

С самого старта было ясно, что использовать в парке одну единственную марку авто в долгосрочной перспективе будет губительно для сервиса. На то есть две причины:

  • Клиенты должны получать удовольствие от вождения. А это очень зависит от разнообразия модельного ряда. Поэтому в нашем парке более 15 марок, и мы постоянно добавляем новые. Сегодня человек арендует Renault Kaptur, завтра садится за руль Audi A3, а в другой день берёт Porsche Macan. И все они одинаково чистые, заправленные и красивые. К слову, Драйв — единственный каршеринг в мире в официальном сотрудничестве с Porsche.
  • Исходя из этого нам нужно активно растить автопарк. Использование одной марки ограничивает нас производственными мощностями заводов, поэтому марок должно быть много.

Сейчас в нашем парке доступны автомобили почти всех мировых брендов: Kia, Hyundai, Renault, BMW, Audi, Mercedes, Porsche, Volkswagen, Škoda, Nissan, Genesis, Citroёn, Ford, Volvo, Range Rover Velar.

BMW, который можно найти по фильтру «Праздник» каждый день
BMW, который можно найти по фильтру «Праздник» каждый день

Человечное отношение

Проявляется на каждом этапе взаимодействия с клиентом. И особенно это заметно по нашей команде поддержки. Многие клиенты думают, что общаются с роботами. Однако с каждым человеком разговаривает человек. Ребята говорят простыми фразами, всегда внимательны и включают всю свою эмпатию, чтобы понять и помочь пользователю.

Выдержки из чата поддержки
Выдержки из чата поддержки

У нас нет цели сдать машину в аренду. Наша цель — благополучно довезти человека из пункта А в Б. Так что, если в дороге что-то случится с машиной, мы вызовем такси за наш счёт.

Любое ДТП — это большой стресс, особенно с арендованным авто. Поэтому на аварию приезжает наш представитель и сам забирает нашу машину. А если ожидание полиции затягивается, мы бесплатно закажем клиенту доставку еды.

Мы в полной мере осознаем, что поступив однажды некорректно по отношению к клиенту, он уйдет в другой сервис. Так что мы стараемся оставаться человечными.

26 — новые 40

А ещё нам всегда мало. И иногда мы стараемся слишком сильно. Так мы нечаянно приблизили кризис среднего возраста у молодых людей в Москве: теперь он наступает не в 40, а в 26 лет. В этом возрасте многие получили доступ к премиальным автомобилям, которые обычно появляются у людей постарше.

Отец приложения на айосе впервые за рулём очень дорогой машины
Отец приложения на айосе впервые за рулём очень дорогой машины

Летом 2018 года тысячам клиентов стали доступны Mercedes E-class, BMW 5, Porsche Macan и легендарные Porsche Carrera 4S 911. Эти авто можно брать в аренду, как обычный каршеринг: без залога, без предварительной брони или сотрудника сервиса, сидящего на пассажирском сидении.

Мы доверили людям имущество, равноценное хорошей квартире в Москве, и не прогадали. Ни один автомобиль Porsche не был разбит, а за шесть месяцев эксплуатации 911 модели автомобиль в среднем проезжал по 15,000 километров в месяц. Решиться на такой шаг было очень страшно, но нам слишком этого хотелось.

Драйв запустился 21 февраля 2018 года. За это время:

  • парк вырос в 13 раз, и на данный момент у нас 10,000 автомобилей;
  • открылись в трёх городах: Москва, Санкт-Петербург, Казань;
  • стали первыми в России, вторыми в Европе и третьими в мире по размеру автопарка.

И нам всё мало.

Драйв врывается в Казань в мае 2019
Драйв врывается в Казань в мае 2019
Авто
5,66 млн интересуются