Современные история и археология не находят доказательств библейского описания исхода еврейского народа из египта. По мнению ученых, библейская история исхода собрана вместе между 8-м и 5-м веком до нашей эры из еще более ранних устных преданий датируемых 13-м веком до нашей эры.
Археологи 19 века были чрезвычайно удивлены, не найдя никаких доказательств событий исхода. К 1970 году археологи окончательно отказались от использования Библии, как руководства для поиска на местности.
Американский археолог, Уильям Девер специализирующийся на сирийско-палестинской археологии назвал вопрос об историчности исхода “мертвым".
Израильский археолог Зеев Херцог дает свой взгляд на историчность исхода: "Израильтяне никогда не были в Египте. Они никогда не приезжали из-за границы. Вся эта цепь разорвана. Она не исторична. Это более поздняя легендарная реконструкция — сделанная в седьмом веке до нашей эры — истории, которой никогда не было."
Профессор древней истории и археологии Эрик Клайн суммирует взгляд науки на историчность исхода в своей книге "Библейская археология":
Несмотря на попытки ряда библейских археологов — и еще большего числа энтузиастов — любителей-на протяжении многих лет, достоверных прямых археологических доказательств исхода до сих пор не найдено.
Тем не менее, нынешний консенсус среди ученых также заключается в том, что есть исторические элементы, которые лежат в основе повествования об исходе, даже если Моисей и исход принадлежат больше к коллективной культурной памяти, чем к истории.
Хотя среди ученых существует консенсус, что исход произошел не так, как описано в Библии, удивительно, что большинство ученых согласны с тем , что повествование имеет историческое ядро.
Похоже, что, хотя многие люди, семьи и группы были вовлечены в процесс этногенеза Израиля на протяжении всего железного века и что многие из тех, кто в конечном итоге стал израильтянами, имели Ханаанское происхождение, первая группа состояла в основном из пастухов Шасу. Другие группы, вероятно, включая небольшую группу "исхода", которая покинула Египет, присоединились к этому процессу, и все они постепенно ассимилировались в растущий Израиль, принимая его историю, практику и традиции и внося свой вклад.
Традиции и практика, которые были полезны в активном процессе поддержания границы Израиля с другими группами, постепенно были приняты "всем Израилем". Похоже, что история исхода из Египта была одной из таких историй.
Спасибо за внимание!