Всем привет, и всем здоровья!
Решил поделиться опытом покупки катамарана в Турции (2019г.)
Итак,небольшой пролог про то, как сухопутная крыса, типа меня, росла, набиралась опыта, и меняла свое мнение). Много прошло времени с тех пор, как яхтинг "зацепил", а мы ни разу не профи и на лодку случайно зашли в своё время. Сначала было много чартерного моно, потом пришло понимание, что уже хотим свою лодку, потом решили попробовать кат, так сказать, для чистоты эксперимента).... Кат так понравился, можно сказать - вштырил), что решали с покупкой моно взять паузу, и понеслись чартеры на катах. Конечно, чартер зло в отношении денег, за потраченные деньги можно было давно купить свою лодку, но.... опыт стоит денег и приличных. Очень рекомендую, сначала всегда походить на том, что вдруг собрались покупать по обзорам, отзывам и фоткам). Походив на катах, поняли, что кат 38-42ф, это наш формат, и на моно постепенно перестали смотреть... Но помимо удобства и всяких преимуществ катов, есть у них очень офигенный минус. Это цена. Она просто фантастическая на сегодня, по сравнению с моно. Ну или у меня просто нет столько денег).На обслуживание самого ката, не шибко больше уходит средств, хотя больше конечно, но не в твёрдой пропорции х2). Поездили по всяким боутшоу, посмотрели разные каты, поговорили с дилерами, и общее впечатление - глобальный разводняк с тотальным удешевлением абсолютно всего. Качество лодок на уровне плинтуса. На Наутитеч Баварии, палуба не проминается, а волнами ходит и судя по звуку, уже пошла в деламинацию. Спрашиваем у дилера, нашего кстати, а почему так всё хлипко? А в ответ, а зачем вам жёстко? Мы избавились от "избыточной прочности". И в таком же форм факторе тотального разводняка и навешивания лапши, и остальные производители, "льют воду на уши" доверчивым покупателям с денюжками). Перфоманс, лакшери, вери хюдж, конвиниент и гламур...тьфу мля.... и много других, разных модных слов, которые подталкивают народ к покупке всего этого. Конечно всё дело в деньгах. В цене. Если бы курс рубля, был бы 24 к примеру), то 350 000 евро за ФП Люсю, может и норм было бы, но в сегодняшней экономической ситуации, совсем не много людей, которые могут себе позволить все эти гламурные поделки. Ну и собственно пришло понимание, что если есть 350 на кат 40ф, и это деньги далеко не последние, то покупать это и за эти деньги, вообще не рационально, и даже глупо. Я стал смотреть в сторону катов, предыдущих моделей, которые мы поюзали за время чартеров, которые значительно прочнее\надёжнее, но не такие конечно понтово-гламурные). Но стоят и старые каты очень прилично дохрена, а за 5 летние хотят, как практически, за новые). В общем, по моим наблюдениям, цены на все каты, за последние три года, поднялись на 30%, а качество новых свалилось на минимум. Ну и с экономической точки зрения, стал, как-то более по Душе вариант покупки ката за 150-200 евро, с необходимым ещё вложением, ну максимум до 50т евро. Речь идет конечно о кате, для постоянного жительства и путешествий на нём. И в кармане еще останется 100-200т, если не покупать что-то новое). Но и на вторичке с катами всё совсем не просто. По низу рынка, разметается всё в момент, а это к примеру Лагун380 2002-2003г, чартерный, за который хотят 130т. евро. Ну не мало ни разу). Но и тут не простая ситуация. К примеру каты чартерные, или даже хозяйские, годов выпуска этак 2000-2005, имеют очень хороший потенциал в плане корпуса и внутрянки. И корпуса надежней делали, не экономя на материалах, и мебелюха еще из натурального дерева, которое если и протерлось местами, то не проблема зашкурить и полернуть, и хватит еще на 5-10 лет. В отличии от катов после 2005-7 годов выпуска, которые пошли с внутрянкой из дсп говноикеи с торцевыми кромочными лентами. В общем, стал я присматриваться к старым катам, до 2005г. Если корпус без аварий, интерьер можно поправить, не проблема. Таких предложений не мало, но только не первый взгляд, если более тщательно на это всё посмотреть, то картина вообще грустная. Есть сегмент рынка катов, где старые и хозяйские лодки, продаются ну ооочень дорого, потому, что владелец понаставил всякого оборудования,лет 10-15 назад, типа генераторов, панелей солнечных, ватермейкеров, а теперь считает, что это оборудование чего-то стоит, и хочет за всё это довольно ощутимо завышенный прайс. Я лично,с этим в корне не согласен и считаю, что если есть какое-то оборудование на лодке и за него чего-то хотят, то это оборудование должно быть на гарантии, т.е. совсем новым, тогда да, типа за это можно и доплатить. Если гарантия уже и закончилась, но срок службы оборудования ещё не вышел, то возможно это тоже плюс и можно учитывать в цене это. А вот когда лодка набита всем, чем только можно, и всё это старое 10-15и летнее, кругом разнокалиберная проводка соплями вьётся, видны многочисленные ремонты, модернизации и т.д., и владелец, как паук во всём этом ползает и считает, что это всё у него хорошо, и не хило так стоит. А по моему мнению, это не то, что ничего не стоит, а за демонтаж всего этого говна надо будет или платить, или самому долго всё чистить. Опыт показывает, что при покупки такой лодки, новый хозяин первые 1-2 года пытается всё это починить и наладить, но когда затраты за ремонт какого- то девайса, начинают превышать стоимость его нового, а на подходе еще много чего, да собственно, на подходе всё, тогда и становится ясно, что всё старое оборудование, это не то что плюс в деньгах и доплате, а реальный минус. Тогда новый владелец начинает всё выкидывать и ставить новое. Причем, делать это надо комплексно, не смотреть, что еще походит, и какие провода еще хорошие, а всё сносить и делать заново, хорошо, грамотно и правильно. Тогда в своем трипе, вы будете наслаждаться закатом в роме), или ромовым закатом, а не торчать попой к верху из машинного отделения). Ладно. Дальше вариант практически пустой лодки, с практически дохлой электрикой, и навигацией - времен войны... И это в большинстве своем именно чартерные лодки. Понятно, что риг, паруса, навигация и электрика с батареями нужно менять. Если не сразу, то в самое ближайшее время. Но вы идете на это осознанно, с широко открытыми глазами и оценивая свои возможности. Этот вариант вполне рабочий, но есть и тут нюансы. Если кат продает чартерная компания, то эти барыги и ушатали всё на 90%, и пытаются преподнести кат, как в состоянии зэбэст, и слупить максимум. Обычно ищут лохов. Т.к. если чел инженер, то по цене обычно договорится не получается. А собственно не получается, из-за основной проблемы. Из-за движков. за 17 лет в чартере, движки представляют собой ржавый комок металла, как ты за ними не следи и не ухаживай, и конечно моточасы редко бывают меньше 5т., а это значит, что моторам пзц по большому счету. Ну и продать это можно, если двигло залить зеленой красочкой, с патрубками и хомутами, под вольво. Двигло заводится и красиво зелено блестит. Ждет лохов). А в Турции к примеру, да и везде в европе, капиталку мотора сделать или дорого, или оочень дорого, и делают плохо. По крайней мере, хорошо если вообще всё поменяют, но чаще пытаются вас нагреть на 20 евро, не поменяв корневые вкладыши коленвала к примеру, потому,что они на вид еще ничего, и соответственно, вся такая переборка мотора,вообще теряет смысл. Ну и конечно, что никакой азотной посадки гильз в блок. Только кувалда). И цена такого ремонта, если еще взять в учет ТНВД и охладитель, и прогоревший гусак, и убитый временем обвес, составляет чуть дешевле, на 15-20%, нового движка. А новый двигло, 40л.с. янмар, около 12 000 евро. Ну и сейлдрайв логично тоже тогда поменять. Вот и получается, что купи ты такой кат, то сразу или практически сразу, попадаешь на два движка 25-30т евро. Вот и получается не веселая математика: два движка 25т, навигация около 10т, электрика с батареями, зарядниками и чарджерами и тд. 10т. Ну и на всякую мелочевку не менее 10т. Вот и имеем расход в 50-60т евро. А еще паруса, риг, необрастайка, динги и тд. Т.е. если брать кат по низу рынка с дохлыми движками, то еще надо от 60 000 евро, и к тому же, это цена только самого оборудования, а всю инсталяцию делать самому. Вариант, для рукодельных и знающих. Но вариант не зэбэст, потому, что если к 130 000 евро, что хотят за каты по низу рынка, добавит это расходы, ну 70т евро к примеру, то на полученный расход в 200т, уже можно посмотреть каты уже не по низу рынка, а уже вполне себе ничего. В которых много что свежее,помененое, и двигло хотя бы не надо менять сразу). Но всё равно, и в такой вариант надо вкладывать. Не 70 конечно, но 10ка по любому сразу отлетит). Ну и раз начал эту писанину, про двигло, то хочу поделиться разводом, которого раньше я в Турции не встречал. Очень много катов в продаже с конченными движками, и, не берет их народ, понимая всё вышеописанное). А лохов с бабками стало существенно меньше). Ну Вы думаете, снижают цены? Ага. Щас). Вот на фотках два двигла. Один старое, ржавое, конченное говнище, а второй - новый мотор. По крайней мере- на вид. Единственное, что их объединяет, так это то, что это один и тот же мотор). Стоит на бывшем чартерном кате, который продает россиянин. Брокеры, в один голос, льют песни, что полная капиталка. А на самом деле, хозяин жадный, и не стал ни капиталку делать, ни мотор менять, а просто турки так подготовили мотор к продаже. Все патрубки, хомуты и тд,всё новое, даже таблички, а внутри мотор вообще не трогали, как он был с 5000 мото часами, так и остался). Хозяин не промах, рассказывает, что списался с Янмаром, узнать, какой срок службы у их моторов, и Янмар ответил, что такого понятия вообще у них нет, но 30-35000 моточасов - не проблема))). В общем, янмар - вечный ка бы). Я это всё к тому, что надо быть осторожным на вторичке, даже если свои россияне продают, и мамой клянутся, что все хорошо. И действительно, мотор на вид как новый, по разным мелочам видно конечно, что не новый), но и брокер говорит, что после капиталки. И это очень похоже на правду. А как проверить то? Попросить смету на запчасти или что-то в этом роде? Так и смета с чеками не проблема. Отвентить свечу и эндоскопом залезть в цилиндр, сразу будет видно, новый поршень, или с пробегом в 17 лет, но откручивать свечи, никто не даст). В общем, на вторичке проблем прибавилось. Ну и еще я думал, что хорошо кат искать в зиму. Типа, сезон кончился, народу нет, и кому надо продать кат, будет снижать цену. Ага) Щас). Каты просто пропадают из рекламы и всё. Никто не снижает. Ну и вообще, за три года, что я активно смотрю предложения по катам, между работой и чартерами), предложений рабочих, по которым надо было срываться и мчать, было 4 штуки. Тот кат, который купили сейчас, был 5м, относительно адекватным предложением, за 3 года... И то со своими нюансами. К примеру, яхтворлд, яхтмаркет и т.д. практически мертвые сайты. Много откровенного фуфла рассчитанного на продвижение сайтов брокера. Можно их посмотреть для информации и фтоки поглазеть, но если кат в яхтворлде на продаже, то в 90% вряд ли он окажется адекватным. В Турции у них есть ресурс, как наше Авито. Шахинбиден по русски звучит). Турки там всё продают и покупают. Ресурс живой. Все лодки в Турции. Катов не много, страницы полторы, но идет активная ротация. Большая часть объявлений на турецком языке. Есть и брокеры, и хозяева. И вот я разглядываю это Шахинбиден, и катов подходящих мне нет(. Дай думаю, поглазею моно, а моно около 700 лодок. Глазею. И вот среди моно, стоит кат ФП 38 Афина 2002г. А в поиске по катам его нет. Хозяин турок, не посчитал необходимостью указать, что это кат). Я вообще не рассматривал Афины. Совсем маленькие и старые. Выпускались с 1995, по 2004. Конечно, видно, что кат из старых, лодочный кокпит и т.д. Но Афины, по корпусам очень прочные. Корпуса узкие. Кат быстрый, если не перегружать. И главное, что у Афин нет практически осмоса. Старая школа еще). Потом в модельном ряду ФП пошел Лавеззи40. Кат не плохой, только по статистике, 7 из 10 корпусов страдают серьезным осмосом. В большинстве случаев, локально лечится, но иногда надо переклеивать днища. Потом ФП очнулись, и сделали Липари41. Кат хороший и осмос практически не встречается. За Липари, видать, опять захотелось суперприбыль грести, и вышла Орана44. Кат настолько осмотический, что днища отваливаются через 5 лет практически на всех экземплярах. Локально не лечится вообще. Только выклеивать новое днища. В общем, мой друг, решил поподробнее разузнать всё насчет Афины. Написали Знакомому турку с просьбой посмотреть, что если кат норм, то прилетим. Турок написал своему корешу, там где кат стоял, и через 15 минут у нас видос с палубы. Турок в яхтенной теме и считал, что кат в великолепном состоянии, для своего возраста. Звоним владельцу, там только на турецком говорят. Прошу турка своего позвонить. Выяснилась, что хозяин живет в Германии, но тут его брат может показать. Ну что делать, ноги в руки и билеты, и мы В Турции. Посмотрели, походили, не гламур, но очень достойно. Кат четырех каютка, под турецким флагом, в чартере не был, использовали его в качестве прокатиться на выходные не далеко. Цена запрашиваемая по низу рынка. За такие же чартерные просят от 130, что вообще не прилично просто). Принимаем решение, что надо брать. Дешево и сердито. Наш вариант). Вызываем турка из Германии. Смотрим всё. Уверенная четверка. Моторы 3.600 моточасов. Есть сервисная книжка. Ну и вообще видно, что кат ухоженный. Но нет HIN, на корпусе. Его в последствии нашли). На Афинах разных годов, он в разных местах. У турка потерян сертификат производителя. Написали в ФП, ответили очень неохотно и через неделю на третье письмо. ФП предложили восстановить сертификат производителя, за 150 евро. Срок восстановления около 10 дней.
За то время, что покупаем кат), узнали, что регистрация под турецкий флаг очень не простая, но как бы -надёжная. Т. Е. Купить какой то левак с турецкой регистрацией, практически невозможно. Турки, в своё время, всё сделали правильно и всё для людей (увы, не российский вариант). Чтобы избежать всяких левых регистраций, типа Делавер, гражданам Турции предложили ставить лодки под флаг Турции практически бесплатно. Но.... Снятие с регистра Турции стоит определённых денег, но есесенно не таких, как у нас, когда все расходы превышают 50% от стоимости лодки. Но всё делается далеко не на счёт- раз, и не бесплатно совсем)... Порядок действий при покупки у нас получился такой: Пришли, посмотрели. Под одним из моторов немного масла было. Небольшой люфт пера одного руля, и старые сикоксы, которые страшно трогать. Всё остальное на твёрдую 4ку. За исключением стакселя. Стаксель на троечку. Новый нужен, а этот в запас пойдёт. Вытащили кат на берег. Сезон начался и на кран очередь. Турок видимо не последний чел в этой марине, и кат подняли без очереди и оставили на берегу. Подъем/спуск 800 евро . Керхер 150). Это за наш счёт. Если отказываемся покупать, то -950 евро. После того, как всё вроде бы норм, решили покупать, решили сразу сделать необрастайку и полировку, чтобы в ближайшее время кат больше не поднимать. На фоне идущих переговоров и всплывающих расходов, не заморачивались с краской, типа, какой покрасят, такой и покрасят). В итоге, необрастайка с полировкой всего корпуса 1200 евро. Полировка на 4ку, можно было и получше сделать. Необрастайка на вид норм,и такой красят всем в этой марине, никто не жаловался как бы). С мотором сложнее, течь из заднего сальника коленвала. Чтобы его поменять, мотор пришлось полностью вытаскивать. А мотор у Афин под кормовой кроватью. За счёт турка, и по его лицу, поняли, что не дёшево ни разу). Сикоксы поменяли уже за свои деньги. 8шт разных. 350 евро с работой.
Оформление. Сначала, показывал нам кат родственник хозяина, который только на турецком говорил. Как сказали, что будем брать, хозяин турок вылетел из Германии. Ждали его два дня. Чтобы снять лодку с учёта в турецком регистре, надо подписать билофсейл, новому владельцу зарегить лодку где-то, затем все собираются у нотариуса, который оформляет договор купли продажи на турецком и перевод к этому договору. И подготавливает доки к оформлению экспорта лодки из Турции. В договоре и хин указывается, и номера моторов, и предыдущая турецкая регистрация, и стоимость покупки, и то, что деньги получены продавцом полностью. Тут есть нюансы. В нашем случае, мы не платили аванс за кат, а с билофсейлом подписанным с турком, улетели в Москву, договорившись, что встречаемся через три недели, так как нам нужно сделать регистрацию, а турок ждать не смог и улетел в Германию. Делать регистрацию Делавера в Турции, через брокера, смысла нет. За 3-х летнюю регистрацию в Делавер, брокеры просят около 500 евро. Сами написали в Делавер уже из Москвы, отослали сканы доков и через три дня получили скан регистрации, а через неделю и оригиналы прислали. Регистрация на год - 60 $, доставка - 54$. Нюанс - надо в Делавер предоставлять, по почте, данные карты, включая сив, а они сами списывают деньги. Такую процедуру лучше проводить только с помоечной карты, на которой денег нет никогда).Про аванс. Его мы турку не дали, а точнее, не смогли дать). Пошли к нотариусу, т.к. хотели заверить билофсейл нотариально. Ага. Щас) Турецкий нотариус, не говорящий на английском, мутно посмотрел на нас, и выкатил прайс в 1500 евро. Пока мы моргали глазами, нотариус вник в ситуацию, что это покупка ката с турецкой регистрацией, и цена подросла немного, до 2300 евро)). Турок сказал - к хренам. Нам тоже не улыбнулась перспектива платить 2300 евро на ровном месте, даже пополам с турком. А платить нотариусу надо, т.к. без нотариального заверения договора, из регистра кат не снять. Вот тут и нюанс очередной, что если вы решитесь платить, при покупке лодки, кому-то аванс, то его можно больше не увидеть, а аванс все хотят, а особенно брокеры и чартерные компании, (если лодка из под чартера), не меньше, чем 10% от стоимости лодки.... Но турок нам поверил, аванс брать не стал, потому, что его просто было не оформить правильно, подписав билофсейл).. Когда уже приехали через три недели, и нашли этот хин, и двинулись к нотариусу, знакомому турка, где сделали нотариально заверенный договор купли продажи, с переводом, и там же рассчитались с турком, т.к, в договоре должен быть пункт, что деньги получены и претензий нет. Без этого из регистра лодку не снимут. Нотариус, к слову, стоил 800 лир за контракт на турецком языке, 250 лир -переводчику за контракт на русском языке, 300 лир нотариусу за заверения контракта на русском языке, 3000 лир за экспорт лодки. Всё вместе вышло около 4500 лир, примерно 50 000 руб. ). В то время , как предыдущий нотариус просил 2300 евро, и у брокера в Мармарисе цена была тоже, около 2300 евро!!!. Восток, дело тонкое, или не все нотариусы в Турции, одинаково полезные). После нотариуса, надо посетить начальника порта, где стоит кат, и как я понял, персонал порта отправляет все эти доки куда-то, в этот самый турецкий реестр. Время занимает около недели. В Греции к слову, у некоторых наших граждан, это занимало от 6 до 8 месяцев. Как логический финиш всей этой комбинации, считается экспорт лодки, т.е, когда нам дадут добро на выход, мы должны закрыть границу и выйти из Турции. В общем не так всё и сложно, как выглядит. Только тонкость с авансом и немного побегать. Но есть и большой плюс покупки лодки из под турецкого регистра, это достаточно большое количество проверок лодки и документов. И нотариально подтвержденная передача денег гражданину Турции. Если планируете ходить в Турции, то вообще идеальный вариант, не снимать лодку с Турецкой регистрации, а сделать себе ВНЖ (Икамёт). В толерантной Средиземке проблем особо не будет. Ну иногда в Греции может косо посмотрят старожилы старой формации). Если в кругосветку, то, конечно, надо думать). В случае кругосветки триколор - зэбэст_. В случае покупки лодки с Делаверской регистрацией, к примеру, всё гораздо проще, вот лодка, а вот бабки и всё). Даже если вы зарегите у нотариуса билофсейл, за очень не дёшево, то это вообще теряет смысл, если покупаете не у гражданина Турции. И проверить что вы покупаете, у кого покупаете, на каких основаниях он владеет лодкой и имеет ли право вообще её продавать, нет ли на лодке или владельце каких либо ограничений, при делаверском учёте, вообще выяснить на 100% нельзя). Сейчас скинулись на воду и ждем окончании процедуры снятия лодки с Турецкого регистра. Как только дадут добро, закрываем границу и выходим из Турции.
В общем, одной и чёткой схемы покупки - нет, всегда будут какие нить нюансы. У нас, пока получилось как-то так, учитывая, что это первая покупка собственной лодки). Может, кому окажется полезно... Обзор позже сниму.
И всем 7 футов!