Пять советов от бывшего вице-президента Google Ласло Бока
В прошлом году американские компании потратили приблизительно $90 млрд на развитие персонала. Эта сумма превышает ВВП 130 стран. В 2018 г. на обучение американского работника тратилось в среднем около $1000. Эта сумма может показаться не такой уж и большой, но для компаний со штатом более 50 000 человек за год расходы на обучение составляют $50 млн.
Впечатляюще, но большая часть этих денег и времени тратится впустую.
Проблема не всегда кроется в программах обучения. Опрос, проведенный среди 1500 топ-менеджеров, показал, что каждая пятая компания не замеряет результаты корпоративных тренингов. Из тех организаций, что занимаются измерением, только 13% оценивают возврат инвестиций. А две трети сотрудников считают, что тренинги не повышают эффективность бизнеса.
Компании упускают важный момент: обучение на рабочем месте ценится не за количество учебных часов, а за доставку нужной информации нужным людям в нужное время. Проще говоря, чем меньше вы учитесь, тем лучше вы учитесь.
После 10 лет работы старшим вице-президентом департамента труда Google я стал сооснователем стартапа Humu, и мы работаем над ростом эффективности труда через упрощение процессов обучения и развития: автоматизируем обучение и отслеживаем поведенческие изменения, используя технологию машинного обучения. Мы как будто подталкиваем работников экспериментировать и осваивать необходимые сегодня навыки.
В 2009 г. профессора Касс Санстейн и Ричард Талер выпустили книгу «Подталкивание. Архитектура выбора», в которой объясняется влияние обратной связи и косвенных рекомендаций на принятие решений и поведение. Мы же разработали ненавязчивые, но конкретные рекомендации сотрудникам, которые они получают по электронной почте и в мессенджерах. Алгоритм на основе должности и опыта пользователя определяет типичное для него поведение, а затем отправляет ему уведомление с персонализированным контентом. К примеру, большинству менеджеров пригодятся регулярные напоминания о необходимости поблагодарить членов команды, которые начинают ценные обсуждения.
Теорию подталкивания можно использовать для мотивации сотрудников, чтобы сформировать новые навыки, – и все это без отрыва от рабочего процесса. Это помогает компаниям развивать и раскрывать потенциал команды без миллионных (а иногда и миллиардных) трат на тренинги.
Вот несколько советов по внедрению подобных техник:
– Разбейте большие цели на маленькие, и вам станет проще сформировать навыки, необходимые для достижения этих целей. Психолог Андерс Эрикссон обнаружил, что эксперты, работающие в разных отраслях, делят свою деятельность на небольшие действия и неустанно их повторяют, наблюдая за происходящим. На основе наблюдений они производят небольшие, едва заметные улучшения.
– Разбивайте уроки на небольшие, легкие для восприятия части и мотивируйте сотрудников применять их в реальных условиях.
Например, если руководитель хочет улучшить взаимодействие с командой, в начале встречи с сотрудниками можно задавать три вопроса: чем вы сейчас довольны, какие трудности у вас возникают и как я могу помочь?
Качество взаимодействия улучшится, и это будет мотивировать руководителей чаще проверять состояние дел в команде. Так будет сделан маленький шаг к большим изменениям.
– Заведите привычку давать обратную связь. В Google раз в полгода мы направляли нашим менеджерам отчет, в котором описывали их сильные стороны и что можно еще улучшить. Это помогало менеджерам стать эффективнее. Поощряйте вопросы и открытые обсуждения во время совещаний, задавайте команде открытые вопросы (например: «что можно было бы улучшить?», «как, по вашему мнению, продвигается проект?»). Команда должна знать, что любую проблему можно решить.
– Практикуйте регулярные напоминания. Простое напоминание в беседе или в письме поможет не сбиться с курса. В Google мы использовали технику подталкивания для новичков, напоминая им о принципах поведения успешных сотрудников. Например, мы подсказывали им: «Задавайте вопросы, как можно больше вопросов!» Или: «Просите обратную связь, не ждите ее!» Это помогало новичкам развивать эти навыки и увеличивало их продуктивность на 2% (или примерно на $400 млн в год).
– Инвестируйте только в то, что работает. У организаций, которые регулярно отслеживают эффективность своих учебных программ, как правило, эти программы оказываются более эффективными. Инвестируя в обучение и развитие, необходимо заблаговременно определить критерии успеха. Проверяйте, к каким результатам приводят программы, используя такие показатели, как продуктивность, удержание сотрудников и удовлетворенность работой. Если результатов нет, сворачивайте эти программы.
Каждая компания может выиграть от концепции «чем меньше учишься, тем лучше учишься». Эти рекомендации могут показаться чересчур скромными и простыми, но они раскроют потенциал вашей команды и заодно сэкономят миллионы долларов.
Об авторе: Ласло Бок – CEO компании Humu, которая занимается повышением эффективности труда с помощью науки, машинного обучения и любви. Автор бестселлера «Work Rules!». С 2006 по 2016 г. работал старшим вице-президентом Google.