Ну ладно, не последняя, но одна из немногих. Теперь обо всём по порядку.
Узкоколейные железные дороги, столь популярные в СССР, сегодня постепенно уходят в прошлое. В некоторых крупных городах сохранились и даже успешно развиваются так называемые «детские» железные дороги (специально построенные узкоколейки, на которых проходят практику юные железнодорожники), также поддерживаются в рабочем состоянии УЖД, связывающие с «большой землёй» отдалённые поселения, не имеющие других дорог.
Промышленные ужд (коих было большинство) стремительно закрываются и распродаются на металл.
В Архангельской области в XX веке были проложены сотни километров узкой колеи, по которым из отдалённых леспромхозов вывозили древесину. Сегодня во всей области мне известно шесть действующих узкоколеек. Да и эти данные могут быть неточными – дороги закрываются очень стремительно.
Рассказать же я хочу об одной из шести работающих дорог, самой доступной для посещения и одной из самых живописных (по версии журнала Forbes).
Это Кудемская узкоколейная железная дорога. Она расположилась на севере области, соединяя приморский Северодвинск с лесным посёлком Белое озеро.
На окраине Северодвинска протекает река Кудьма, где находилась одноимённая станция и брала начало узкоколейка. Сейчас станция не функционирует, пути разобраны. Движение начинается от станции Водогон, расположенной на Солзенском шоссе недалеко от города (может, это даже считается городской территорией). Минуя дачные посёлки и пересекая автомобильную дорогу на Онегу, железный путь устремляется в глубь тайги.
Места тут и правда живописные. Рельсы бегут прямиком через лес, подходят вплотную к водной озерной глади. Одним из преимуществ узкой колеи является возможность прокладывать «облегчённый» путь, который не требует большого объёма подготовительных работ. Потому может показаться, что поезд буквально продирается через тайгу, находя себе узкие, едва проходимые тропки.
Стоит отметить, что сейчас Кудемская УЖД – сугубо пассажирская линия. Пять раз в неделю от посёлка Белое озеро до станции Водогон и обратно ходит пассажирский состав. Два крытых вагона, одна или две бортовых платформы возят дачников, местных жителей, рыбаков и немногочисленных туристов. Время в пути составляет полтора часа. Дорога не заканчивается в Белом озере и уходит дальше в лес, к ныне нежилому посёлку Палозеро, но пути признаны непригодными для движения поездов. Тем не менее, уехать к Палозеру можно на одной из самодельных дрезин-пионерок, которые есть у многих жителей Белого озера.
Несмотря на то, что Кудемская узкоколейка действительно является одной из самых доступных (действующее пассажирское сообщение, удобное расположение в одном из крупнейших городов региона, да и до Архангельска рукой подать – около 40 километров с едва ли не ежечасным автобусным сообщением), всё же можно выделить некоторые минусы.
Точнее, я бы отметил один существенный минус. Расписание движения поезда. Конечно, это минус только для туриста, так как расписание создано с расчётом на местных жителей, которым необходимо выбираться в город и возвращаться обратно домой (по этому принципу составляется и расписание теплоходов на острова в Архангельске – первый рейс всегда в город, последний – из города).
В общем, в один день путешествие по Кудемской УЖД не совершить – необходимо организовывать ночевку в Белом озере. Впрочем, местность там довольно живописная, и с выбором места для установки палатки проблем возникнуть не должно. Можно приурочить к поездке полуночную рыбалку на озере, а если поехать в июне-июле, то можно провести незабываемую белую ночь на свежем воздухе.
Я рекомендую вам совершить путешествие по Кудемской узкоколейке. Добраться до неё совсем несложно – как я уже писал, из Архангельска в Северодвинск с автовокзала и морского-речного вокзала (МРВ) ежечасно ходят автобусы. В самом Северодвинске до станции Водогон, откуда отправляется поезд, можно доехать на автобусах 101 и 103 маршрутов. Более подробную информацию о расписании автобусов можно узнать в Интернете, например, на 2gis.ru.
Кудемская УЖД находится в выгодном положении – сегодня она взята на попечение Северодвинска, город занимается обслуживанием дороги, пару лет назад даже был закуплен новый пассажирский вагон. Хочется верить, что узкоколейка будет работать ещё много лет, но всё же стоит посетить её сейчас, к сожалению, часто УЖД закрываются неожиданно и безвозвратно.
Надеюсь, материал был вам интересен.
Подписывайтесь на канал, будем радовать вас новыми познавательными рассказами о Севере.
Также можно почитать:
Как ради одной реки перекопали другую
Как в межсезонье попасть на острова? Опыт одного города
Что такое белые ночи и почему в городе белых ночей их нет
Кийский архипелаг. Младший брат Соловков
Кое-что о том, как ходить по болоту
Дом Сутягина. Памятник современного деревянного зодческого искусства