Говорят: «Любопытство не порок, а источник знаний», - хотя иногда этот афоризм по-другому переиначивают, но сейчас не об этом.
Вроде эта информация особой ценности и не представляет, но вот обратил внимание на то, что на одних танках Т-34-85 с левой стороны башни, рядом с портом для стрельбы из личного оружия имеется прямоугольный отлив, отдаленно напоминающий пирамиду, а на других Т-34-85 этого отлива нет.
А ведь он для чего-то был сделан. Только вот найти информацию об этом не удалось от слова вообще, и почему эти отливы имеются не на всех танках? Может плохо искал?
Обращает на себя внимание то, что даже на Параде Победы в июне 1945 года в колонне проходящих Т-34-85 были танки, имевшие на башне этот отлив, но были и такие, на которых этого отлива не было.
То же самое и с фронтовыми фотографиями танков Т-34-85.
Наверняка, это было связано с тем, что в годы Великой Отечественной войны производством «тридцатьчетверок» занимались несколько заводов и у них имелись некоторые свои отличительные технологии во время производства Т-34.
Основными поставщиками Т-34-85 в годы войны были заводы Нижнего Тагила(№183), Омска(№174) и Красное Сормово (№112)
Чтобы найти решение этого вопроса, пришлось «забраться» внутрь танка Т-34-85 на место наводчика.
В башне одной «тридцатьчетверки» в том месте, где находился отлив, был приварен кронштейн для крепления механизма поворота башни, а вот в башне другого танка Т-34-85 этого отлива не было.
По всей вероятности, механизмы привода поворота башни имели какие-то отличия, что не позволяло один из них установить без присутствия отлива.
И наличие или отсутствие отлива на башне зависело от того, какой завод производил эти танки, и какой привод поворота башни устанавливался на данном заводе.
На фото танков, выпускаемых на заводе «Красное Сормово», эти отливы не замечены, а вот на танках, которые выпускались в Нижнем Тагиле, они есть. Нет отливов и на башнях Т-34-85 Омского завода.
Вот, в общем-то, и весь ответ. Отлив нужен был для установки механизма поворота башни, но делалось это не на всех танковых заводах.
Если у кого-то есть более подробная и полная информация по этому вопросу или какие-то уточнения, и они напишут об этом в комментариях, то буду им за это только признателен.
Ведь наверняка технология производства башен по ходу выпуска Т-34 менялась и совершенствовалась.
Кстати, на танках Т-44, так же имеются характерные отливы на левой стороне башни.
А если кто-то считает, что я отнял у них ценное время, то заранее приношу свои извинения, но меня действительно интересовал этот вопрос и результатом я поделился с вами.
P.S. Благодаря одному из моих читателей, Анатолию Дружинину, и его комментарию, удалось установить, что этот отлив на башне был только на танках нижнетагильского завода, и появился он лишь в 1945 году.