Найти в Дзене
О прочитанном

Феномен ZARA. О'Ши Ковадонга.

До чтения книги, у меня было слегка негативное отношение к бренду ZARA. Это, конечно повлияло на восприятие прочитанного. Ожидал увидеть описание истории создания и наглядный пример роста до компании международного уровня. Но, увы, о процессах в самом конце и совсем немного.

Прежде, чем напишу мнение о книге, хочу описать, почему мне не нравится ZARA. Одежда обычная и при этом цена завышена. Если в довод приводить качество, то у меня ответный вопрос - а на что мы рассчитываем покупая что-либо? Разве не на качество? Если говорить о дизайне и тенденциях моды, то это довольно спорный вопрос и книга отвечает на него не в пользу бренда. Это мое мнение, как покупателя одежды, которое ни на что не претендует.

Все начинается очень сочно. Книга вообще не похожа на бизнес-литературу или биографию. Это скорей "расцеловывание" владельца фирмы. Он всячески отнекивается и просит поговорить со своими сотрудниками, но его продолжают лобызать со всех сторон :) Очень похоже на заказ, но глупо такое заказывать, видимо автор сама под впечатлением от происходящего и так передает своё отношение к владельцу и бренду.

Из книги непонятно, как удалось открыть сеть по стране и в Европе, как удалось выйти на международный уровень, о каких специальных условиях идет речь при работе в арабских странах. Почему бренд слабо развивается в США? Принимала ли мафия участие в развитии, все об этом говорят, но никто ничего не подтверждает. При этом понятно, что большое внимание уделяется восточной Европе и России, в перспективе Азия и Китай. Вопросов больше чем ответов.

В Европе ZARA воспринимается, как обычный магазин одежды. Сетевой магазин, а не бутик. И это очень важно. Ведь этой компании принадлежит бренд дорогой (по крайней мере в РФ) одежды Massimo Dutti. О нем, мало упоминаний в книге, как и о других компаниях группы. Основным локомотивом является все же ZARA.

Неважно, как происходит создание коллекций. Важно, что удалось быстро привозить одежду, которая находится в тренде во все свои магазины. Здесь нет понятия полугодового планирования коллекций, возврата товара на склад и всего прочего, с чем сталкиваются другие сетевые магазины. Товара мало, он продается быстро и с хорошей маржой. Компания на этом зарабатывает хорошие деньги. И это, пожалуй, самый главный феномен ZARA.

Думаю, что если европейский рынок не захватит продажа через веб-знаменитостей, как в Китае, то ZARA сильный игрок на рынке одежды. Они хорошо видят динамику спроса и желаний покупателей. Быстро шьют и доставляют одежду в магазины. Уверен, что легко смогут запустить индивидуальный пошив одежды. Компания крупная, с хорошими бизнес-процессами, поэтому её сложно будет сдвинуть с рынка.

Книга может понравится тем, кто лояльно относится к марке ZARA. Для бизнес чтения, советую прочитать саммари этой книги.

Как-то так.