4 года – это тот возраст, когда малыш все лучше начинает понимать, что происходит в окружающем его мире, приобретает новые знания, умения и навыки. Многие родители желают знать, что должен уметь ребенок в 4 года – представляем их вниманию памятку.
Мелкая моторика
- Запускать маленькие волчки.
- Демонстрировать отдельно 1 палец (указательный, потом 2 (указательный/средний).
- Кистями рук показывать «фонарики».
- Нанизывать большие пуговки/бусы на нить.
- Завязывать узелки на веревке/шнурке.
- Застегивать пуговицы/крючки/молнии.
- Демонстрировать в воздухе кольца, по очереди соединяя каждый из пальцев с большим.
- Чертить линии в точности по точкам без отрыва карандашика от бумаги.
- Штриховать фигурки четкими прямыми линиями без выхода за контуры.
- Аккуратно красить картинки без выхода за контуры.
- Делать прямые линии посередине дорожки без выхода за края.
- Делать вертикальные/горизонтальные/наклонные линии требуемого размера.
Математика
- Демонстрировать предметы, те что по одному, и те, которых несколько.
- Демонстрировать предметы, по форме походящие на круг/квадрат/треугольник/прямоугольник/овал.
- Демонстрировать правую/левую руку.
- Демонстрировать предметы, что справа/слева от него.
- Демонстрировать то, что сверху/снизу от него.
- Отыскивать вокруг множество предметов и 1 предмет.
- Сопоставлять группы предметов посредством наложения/приложения; разъяснять в словесной форме, каких предметов больше/меньше/поровну.
- Сопоставлять 2-3 предмета по величине/длине/ширине/высоте;
- Говорить, какой предмет больше/меньше/длиннее/короче/шире/уже/выше/ниже.
- Узнавать/называть квадрат/круг/треугольник/прямоугольник/овал.
- Понимать такие понятия как верхняя/нижняя/слева/налево/справа/направо.
Развитие речи
- Как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и пр.
- Что делают данные животные (рыба плавает, змея ползает, лягушка прыгает, человек ходит).
- После рассматривания предмета/сюжетной картинки/игрушки уметь составить стандартный рассказ из нескольких предложений об этом.
- Говорить все звуки за исключением шипящих/сонорных.
- Согласовывать слова в роде/числе/падеже.
- Понимать общие слова, такие как мебель/транспорт/игрушки/посуда/обувь/одежда.
- Верно использовать существительные с предлогами: в/на/под/за.
- Использовать предложения с однородными членами.
- Давать ответы на простые вопросы.
Окружающий мир
- Знать свои имя/фамилию, имена мамы/папы/бабушек/дедушек.
- Знать, сколько ему лет.
- Знать город, где он проживает; свой домашний адрес.
- Знать, когда выпадает снег, расцветают цветы, летают бабочки, лепятся снеговики, тает снег, на деревьях возникают листочки.
- Знать несколько деревьев и цветущих травянистых растений.
- Отличать/называть обычные предметы быта, их величину/цвет/форму/назначение/важные детали/части.
- Отличать/называть явления природы.
- Знать ряд профессий.
- Отличать на вкус несколько видов овощей/фруктов.
Внимание
- Повторить за родителем простое движение в нужной последовательности.
- Хлопнуть в ладоши в момент произнесения некоего слова.
- Складывать по заданному образцу обычные постройки из конструктора.
- Видеть признаки сходства/отличия между 2 игрушками.
- Самому называть сходства/отличия в картинках.
- Отыскивать одинаковые предметы самостоятельно.
- Складывать разрезанную на несколько частей картинку.
- Делать определенное задание не отвлекаясь в течение нескольких минут.
- Держать в поле зрения несколько предметов.
Мышление
- Делать пирамидку из 7 колец самостоятельно в верном порядке.
- Выбирать самому фигурки в те отверстия, в которые нужно.
- Обобщать одним словом группу предметов: 1) собака, кошка, корова, лошадь, коза; (домашние животные) 2) белка, заяц, медведь, волк, лиса (дикие животные); 3) роза, ромашка, колокольчик (цветы); 4) стол, стул, кровать, кресло (мебель).
- Искать лишний предмет в группе и верно разъяснять выбор.
- Находить пару предмету.
- Давать ответы на вопросы: «Сколько лап у кошки? Зачем необходимы стрелки на часах? Почему есть окна в домах? Что следует делать, чтобы чай был сладким?»
- Выбирать противоположные по значению слова: днем светло, а ночью темно; зимой холодно, а летом тепло; перо легкое, а камешек тяжелый; камешек твердый, а подушка мягкая; дерево высокое, а пень низкий; река широкая, а ручей узкий; медведь большой, а кошка маленькая.
- Находить решение стандартных логических задач.
- Отыскивать на картинке с нелепицами несколько несоответствий и разъяснять, что не так, почему не так и как было бы правильно.
Память
- Повторять на слух ряд слогов по порядку.
- В точности делать задание из нескольких команд: прийти на кухню, усесться на стульчик, подать чашку.
- Определить с 1 попытки, какого предмета нет. Для чего вы можете установить перед ним несколько предметов, назвав все, а потом попросить малыша закрыть глаза, в следующий момент спрятать один предмет; ребенок должен определить, какой предмет отсутствует.
- Повторить на слух несколько простых слов.
- Повторить на слух цифры в некоем порядке: 3 – 1 – 5; 1 – 4 – 2 – 6.
- Запомнить/назвать самостоятельно несколько предметов.
- Рассказать наизусть 5-6 стихов/загадок. Пересказать содержание сказки.
- Запомнить содержание сюжетного рисунка.
- Воспроизвести в памяти недавние интересные события из жизни.
P.S. Ребенку требуются и женские, и мужские ролевые модели, однако они не обязательно должны быть в одном доме. Более всего нужны ему забота и любовь, непрерывное участие в жизни со стороны тех, кто дает им поддержку в эмоциональном смысле и ведет ко вступлению в жизнь. Ребенок, который проживает только с одним родителем, который способен дать ему все названное выше, будет более гармонично развит, нежели тот, чьи родители игнорируют его потребности/нужды в результате несчастливой совместной жизни. Большая часть детишек из неполных семей отыскивают ролевые модели за пределами дома – это могут быть родные дядя/тетя либо кто-нибудь из друзей семейства.
Дети по природе имеют отличную приспособляемость: так предоставьте им то, что требуется – и они станут развиваться.
Оригинал статьи: https://puzenush.ru/sovety-roditelyam/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-4-goda-pamyatka-dlya-roditeley/