(Эмир Кустурица задумал переписать Достоевского)
Сербы и русские — братья навек. Действительно, наши страны объединяет не только славянское происхождение, но и давняя переплетающаяся история. Поэтому и неудивительно, что при всех различиях наши культуры достаточно близки и понятны друг другу.
Тем не менее, недавнее заявление Эмира Кустурицы — глыбы мирового кинематографа — вызывало немалый ажиотаж. Знаменитый серб замахнулся на почти что «наше всё» — Достоевского! При этом он не просто хочет снять фильм по программному произведению «Преступление и наказание», но сначала переписать сам роман, полностью изменив его концепцию!
Собственно, любви к России и непосредственно к Фёдору Михайловичу создатель «Андеграунда» никогда не скрывал. Да и литературный опыт у него имеется, путь и публицистический, а не художественный. Но начинать никогда не поздно, даже если тебе почти 65 и ты в своей области достиг фактически всего, что мир может предложить.
По словам Кустурицы, Достоевский тонко чувствовал грань между добром и злом, разделяя эти понятия, чего так не хватает современному поколению. Писатель задавался такими философскими вопросами, над которыми нынешний читатель редко задумывается, и очень просто и доходчиво на них отвечал.
Но поражает, прежде всего, не факт экранизации бессмертного произведения (эка невидаль!), а его новый сюжет, возникший в голове знаменитого режиссёра. По задумке Кустурицы в современном мире уже Раскольниковым стоит опасаться старушек, а не наоборот! Да-да, теперь в роли жертвы может предстать сам любитель разгуливать с топором, а безобидная с виду бабулька улыбнётся со страниц новой книги мастера кровожадной улыбкой убийцы!
На такую мысль натолкнуло великого Эмира событие, произошедшее не так давно в Сербии. Там старушка, вероятно, не поделив жилплощадь с застройщиком, просто-напросто застрелила его. О развитии столь захватывающего сюжета история умалчивает, но в богатом воображении известного серба не сомневается никто.
Старушка, например, может совершить злодеяние тайно, а потом долго водить за нос какого-нибудь Порфирия Петровича местного разлива. А возможно, войдёт во вкус и начнёт размахивать орудием убийства (боюсь даже предположить, что для этого выберет Кустурица) направо и налево. Но наверняка у гения современного кинематографа припасено что-то более заковыристое и ошеломляющее.
Правда, что именно, он пока не признаётся. Его почитателям остаётся только гадать да с осторожностью проходить мимо божьих одуванчиков, сидящих на лавочках у подъездов. Мало ли что, а вдруг в широком рукаве халата тускло поблёскивает лезвие топора, ожидающее новую жертву? Да, современные бабушки – они такие!
Юлия Лазарева