Найти тему
Правмир

Может ли богатство приблизить к святости?

В Евангелии от Матфея приводится Нагорная проповедь Спасителя со знаменитыми словами о маммоне, то есть о богатстве. Они звучат очень так категорично, что иногда способны напугать не только человека богатого, но и того, кто не против разбогатеть.

Вот что говорит Спаситель: «Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне».

Нельзя служить Богу и богатству. Святитель Иоанн Златоуст в своем толковании на Евангелие от Матфея говорит, что в этой фразе есть интонация, которая способна лишить человека покоя, потому что Христос позволил себе сравнить Бога и богатство. На самом деле в нашем языке это однокоренные слова, потому что Бог – это имя, которое происходит из очень древнего языка, нашего общего праязыка индоевропейского, и связано с глаголом «пхаяти», то есть дарить, щедро раздавать.

То есть Бог – это Тот, Кто предельно богат, Кто является Владыкой всего, потому что Он - Автор всего, Творец всего, Владыка самый настоящий. Богатство, богатый – в этом есть что-то богоподобное, потому что человек, действительно богатый - обладает силой, властью, он способен влиять, подчинять себе других людей. Но является ли это состояние богатства препятствием к богоугождению?

Это большой вопрос. Почему? Потому что мы видим в житиях святых множество эпизодов того, как люди следовали слову евангельскому. Ведь вы помните эпизод с богатым юношей, который подошел к Спасителю и спросил Его: какие заповеди ему следует соблюдать, чтобы наследовать жизнь вечную? Спаситель ему перечислил эти заповеди, юноша сказал, что он их соблюдал от юности своей. Чего ему еще не достает? Христос говорит ему: «Пойди, раздай всё имение свое нищим и следуй за мной». Юноша отошел печальный, потому что имел много богатства. После этого разговора звучат знаменитые слова Спасителя о том, что неудобно богатому войти в царство небесное – как и верблюду сквозь угольное ушко пройти невозможно, так и богатому в Царство Небесное войти.

Как же быть? Неужели надо раздать всё имущество – недвижимость, автопарк, драгоценности, фамильные бриллианты, и следовать за Христом? Как же поступить?

В житиях святых мы действительно находим такие эпизоды, например, любимый на Руси святой Алексий, человек Божий отказался не только от богатства, от положения, но и от прекрасной невесты, и ушел нищим, предпочел на паперти просить милостыню, чем в дорогих одеждах заседать где-то в Сенате, наследовать огромное состояние своих родителей и наслаждаться всеми почестями, и распоряжаться богатством. Феодосий Печерский сбежал в пустыню, предпочел жить в пещере, но не пользоваться теми благами, которые мать родная, влиятельная женщина, богатая, ему предоставила.

Но является ли это единственным путем распоряжением богатством? Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос на самом деле не проклинает богатых, он говорит, что и Авраам, и Иов, знаменитые библейские патриархи, угодили Богу. Они были богаты. Авраам был очень богатым человека. И Иов был богатым, но не служил маммоне, подчеркивает Иоанн Златоуст. Он не обожествлял богатство – вот что имеет в виду Христос, когда говорит о службе Богу и богатству.

Не надо служить богатству. Перед лицом Божьим все равны – и нищие, и богатые, и средний класс. Неважно, в каком статусе, в каком чине и с каким состоянием ты призван к Богу, главное, надо служить, не превращать богатство в идола.

Но в богатстве можно быть богоподобным. Об этом нам говорит тоже Священное Писание. Делать деньги – это тоже талант, в этом нет ничего преступного. Талант предприимчивости, талант быстрой реакции, талант умения работать в команде или быстро реализовывать какие-то проекты. Что же в этом плохого? Это замечательно. Но богатый человек, если он получил возможность накапливать средства, он получает не просто искушение богатством, но еще и шанс стать богоподобным. Не случайно этот корень - Бог и богатство указывает на какое-то единение этих реальностей. Оно говорит о о щедрости и милостыне.

Богатый человек должен воспринимать свой талант и способность предпринимательской деятельности или же способности зарабатывать деньги как возможность осчастливить огромное количество людей. Если богатый человек открывает предприятие, он не просто ради наживы это делает – он создает рабочие места, развивает экономику, может быть, даже культуру в родном краю. Ведь не случайно среди богатых людей было так много меценатов, которые после себя оставили музеи, больницы, хосписы.

Мы живем в интереснейшую эпоху, которая поражает не только обилием соблазнов, но и неслыханными возможностями. Подумайте, никогда еще в истории человечества у людей не было способности так много зарабатывать, как в наше время. Это эпоха транснациональных корпораций и людей, способных купить целые страны. Но если этот человек не служит богатству, а служит Богу, руководствуется высокими принципами, не превращает свое богатство в идола, живет не ради наживы, а ради того, чтобы оставить мир после себя лучше, то у него открываются величайшие способности и возможности.

Среди предпринимателей появляется культура благотворительности. Люди осознают ответственность. Если Господь дал тебе богатство или возможность это богатство создавать, то ты должен быть по отношению к своему богатству философом. С богатого человека много спросится, потому что раз тебе дано, значит, ты можешь этот мир сделать лучше, облегчить жизнь людей.

Сейчас среди богатых людей появляется замечательная культура благотворительности. Люди очень много средств тратят на развитие медицины, на помощь бедным странам, на развитие образования. Масса стипендий, библиотеки открываются, музеи, строятся храмы, детские дома и так далее. Это всё очень достойно. Они могли бы бросить всё и сбежать в пустыню, но мне кажется, те люди, которые остались в своем богатстве мудрецами и философами, не превратились в слуг капитализма, не стали алчными волчицами и волками, а делают мир лучше – совершают подвиг, который тоже приближает их к святости, делает их богоподобными. В этом и есть новый радостный тип благочестия, которого ждет от нас жизнь.

Архимандрит Савва (Мажуко)