Приветствую на канале!
Отечественный ВМФ эксплуатирует огромное количество подводных лодок самого разного назначения. Однако класс малых подводных лодок, или как их ещё называют прибрежных, совершенно отсутствует по причине его ликвидации ещё в 90-е. Хотя это тот редкий случай, когда финансирование не является первопричиной, а суть в несовершенстве существующих на тот момент МПЛ.
Тем не менее, данный класс подлодок решено возродить и сейчас для нашего ВМФ активно разрабатывается подлодка с индексом П-750Б. Данная МПЛ уже признана уникальной и причин тому достаточное количество и начнём, пожалуй, с самой интересной – это оснащение подлодки ВНЭУ, или воздухонезависимой энергетической установкой. Описывать принцип работы не будем, скажем лишь то, что она будет работать в двух режимах – подводный и надводный. По заявлению КБ «Малахит» новинка сможет двигаться под водой на скорости до 18 узлов, при необходимости.
Однако не скорость интересна у этой ПЛ, а её подводная автономность, которая достигает 30 суток (!). Раньше считалось, что единственный минус у неатомных подлодок их крайне недостаточная автономность в подводном положении, которая измеряется несколькими сутками, а это крайне сильно может сказаться на скрытности ПЛ. А скрытность, по сути, главное тактическое преимущество подлодки. Теперь же этот минус решён. В случае конфликта такая ПЛ сможет незаметно находится прямо под носом у противника неделями, в случае необходимости. Кстати, П-750Б способна держать на борту группу спецназа в количестве до 16 человек.
Что касается вооружения, то тут тоже всё хорошо. Если вспомнить первые упоминания о подлодке, которые появились пару лет назад, то тогда на П-750 стояли вертикальные пусковые установки. Они могли хранить до 8 ракет семейства «Калибр», а значит и «Циркон». Плюс ко всему торпедные аппараты в количестве 4-х штук для различных торпед, мин и всё тех же «Калибров». Если всё осталось без изменений, то для класса МПЛ получается ну очень «зубастая» подлодка. Стоит отметить, что всё это вооружение, спецназ и ВНЭУ смогли уместить в водоизмещение около 1000-1500 тонн.
Что касается экипажа, то его уменьшили до 18 человек. Такого результата удалось добиться благодаря высочайшей автоматизации подлодки. Для сравнения: в проекте 636 «Варшавянка» необходимо 52 человека, а в японской «Сорю» 65. Неудивительно, что наше Министерство обороны так заинтересовалось данной ПЛ, тем более, что где её применять найдётся. Основным и главным кандидатом можно считать Чёрное море, где уж очень участились манёвры сил НАТО. Плюс они готовятся строить ВМБ в акватории, на что необходимо отвечать. Вторым кандидатом бесспорно можно считать Балтийское море. Там уже есть шведский аналог – ПЛ типа «Готланд», который эксплуатируется даже в США в качестве имитатора наших «Варшавянок» на учениях.
В качестве итога можно сказать следующее – те характеристики, которые заявлены, очень сильно впечатляют и наконец-то, судя по всему, на флоте решится проблема воздухонезависимых энергоустановок. Что тут сказать, КБ «Малахит» знает своё дело.