Найти тему
Adept. Образование

Универсальный человек: кто это и как его воспитать?

Правда ли, что гуманитарное образование - основа универсальной личности? Каким образом гуманитарная составляющая образования задаёт новые и переосмысливает старые стандартные педагогики, а также способствует улучшению человеческого потенциала?

Современное образование не может ограничиваться передачей молодому поколению определённой совокупности знаний, формированию у него необходимых компетенций и совершенствованию познавательных способностей. В XXI веке образование встало перед задачей создания личности, целостной во всех её человеческих проявлениях.

Ориентированная на универсального индивида конечная цель образования зафиксирована во Всемирной декларации о высшем образовании в XXI веке: «Задачей высшего образования должно быть создание нового общества, которое не страдает от насилия и эксплуатации, члены которого высоко развиты, полны энтузиазма и руководствуются любовью к человечеству и мудростью».

Таким образом, в последние десятилетия явно наблюдается тенденция к переосмыслению роли образования, главной целью которого становится повышение человеческого потенциала, во многом зависящего от гуманитарной составляющей. Именно благодаря ей происходит развитие творческих способностей и формирование нравственных идеалов.

-2

Можно вспомнить, что исторически термин «энциклопедист», подразумевающий человека, обладающего широким охватом, универсализмом ума и способностями, имеющими применение во многих областях знаний и практической деятельности, связан именно с гуманитарным типом мышления. Идеалами подобного универсализма в самых ярких его проявлениях, подразумевающих плодотворное сочетание разных или сразу нескольких сфер знаний, традиционно считаются Леонардо да Винчи, аль-Бируни, Дени Дидро, Поль Анри Гольбах, Михаил Васильевич Ломоносов.

Новый стандарт образования направлен не на обеспечение интересов некоей узкой профессиональной отрасли, а на решение чёткой социальной задачи: выявить, обобщить и зафиксировать в виде общепринятой нормы все актуальные гуманитарные требования к результатам обучения. Значение гуманитарного компонента определяется тем, что выпускник учебного заведения является не просто носителем определённого количества знаний и навыков, но, в первую очередь, человеком, который имеет особые качества и вовлечён в постоянное разнообразное взаимодействие с другими людьми.

-3

Всё чаще звучат мнения, будто само понятие «образование» должно быть принципиально переосмыслено. В современном мире под этим словом стоит подразумевать особую философско-антропологическую категорию, которая фиксирует фундаментальные основы человеческого существования.

Идеологическое значение краеугольных идей образования сейчас состоит в понимании человека как творческого самодостаточного существа, в признании человеческой личности как высшей ценности, её приоритета перед государством. Таким образом, образование рассматривается как атрибут конкретной личности, а не как функция общества. В гуманитарной модели исследования сформировалась идея о стремлении человечества к социокультурному развитию с целью познания мира. Следовательно, образование должно обеспечить вышеупомянутое развитие, сосредоточившись на человеке, его внутреннем пространстве, специфике индивидуального процесса познания.

Уже сегодня гуманитарная составляющая педагогики оказывает существенную помощь в решении целого ряда задач нынешней культуры. К примеру, одной из драматических проблем современности является так называемая проблема забвения истинного человека.

В настоящее время доминирует тип личности, который ничего не требует от себя, предпочитая просто существовать, плывя по течению. И, как писал один из отцов философии витализма Хосе Ортега-и-Гассет: «Если этот человеческий тип продолжит доминировать в Европе и получит право решать её судьбу, наш континент попросту одичает».

-4

тоит признать, что эти опасения далеко не напрасны. Сегодня всё больше людей в погоне за материальным благополучием не только не желают требовать что-либо от себя, но даже не осознают себя.

Гуманитарное знание как главный противовес конкретному знанию определённых наук способствует процессу возвращения к цельной картине мира, к целостному пониманию реальности, действительно ценностному мировоззрению.

Это подразумевает расширение культурного компонента в педагогике, построение образовательного процесса на основе общечеловеческих ценностей, свободу развития личности по направлению, которое больше всего способствует выявлению талантов, всегда индивидуальных, всегда «неожиданных». Таким образом, создаётся универсальная личность, в противовес массовой, обезличивающей человека культуре.

Так что же такое подлинное гуманитарное образование?

Оно требует создания культурно-образовательного пространства, особой атмосферы на уровне отношения учителя и ученика, когда приходит ясное понимание, что образованный человек — это не просто сумма компетенций.

Под гуманитарной составляющей профессионального образования как фактора повышения культурного уровня понимается целенаправленная деятельность педагога по созданию образовательного процесса с постепенным повышением внимания к качественным универсальным характеристикам личности.

-5

Такое определение возникло в ответ на доминирующую прагматизацию общества и размывание духовных ориентиров современного индивида.

Таким образом, доминирующими задачами научно-методического обеспечения гуманитарной составляющей образования на сегодняшний день можно считать:

- методологическое обеспечение. Оно достигается через внедрение в образовательный процесс ориентированного на личность и коммуникацию подхода;

- технологическое обеспечение на основе создания модулей для программ гуманитарного образования;

- повышение культурного уровня обучающихся для облегчения проверки образовательных технологий.