Найти тему
Kino Kotleta

«Жестокий романс» - лучшая экранизация романа в СССР и России

Фильм «Жестокий романс» был снят в 1984 году. Это третья по счету советская экранизация пьесы Островского «Бесприданница»: первая состоялась в 1912 году, а вторая – в 1936 году. Именно поэтому двухсерийный фильм 1984 года называется иначе: не «Бесприданница», а «Жестокий романс», чтобы не создавалось путаницы.

Режиссером фильма стал выдающийся специалист в области кино Эльдар Рязанов, известный к тому времени по своим работам «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы или С легким паром!» и «Служебный роман». Сценарий к фильму написал также он.

По версии журнала «Советский экран» «Жестокий романс» был признан лучшим фильмом года и получил несколько наград (лучший фильм года, лучший актер года – Никита Михалков, «Золотой павлин» - главный приз кинофестиваля в Дели). Зрители были восхищены потрясающей игрой актеров и качественными декорациями. Особенно популярны были саундтреки к фильму: звучащие в нем романсы даже были выпущены на кассетах. Кстати, зрители были уверены, что песни из фильма исполняла именно Лариса Гузеева, хотя на самом деле специально для этих целей «Мосфильмом» была приглашена певица Валентина Пономарева. Никита Михалков же сам пел песни своего героя, Сергея Паратова.

-2

Съемки проходили в Костроме, хотя начальные титры первой серии показывают Волжскую набережную в Ярославле.

Во время работы над «Жестоким романсом» Рязанов попытался выйти за рамки комедийного жанра. Результат его деятельности неоднозначен. Несмотря на восторженную реакцию зрителей, критики восприняли фильм крайне отрицательно. Они обосновывали свою низкую оценку тем, что режиссер якобы опошлил пьесу, и обвинили его в глумлении над русской классикой. По их мнению, Рязанов сравнил историю Огудаловой с жизнью мадам Бовари (в фильме Лариса проводит ночь с Паратовым на пароходе, будучи помолвленной с Карандышевым), тогда как в пьесе Лариса показана высоко нравственной девушкой. Также критикам не понравилась игра начинающей актрисы Ларисы Гузеевой.

Известный в то время кинокритик Евгений Сурков написал и опубликовал в «Литературной газете» негативный отзыв, в котором выразил свое возмущение такой трактовкой произведения Островского. Интересно, что в ответ на эту статью Рязанов в своем следующем фильме «Забытая мелодия для флейты» придумал отрицательной героине имя Евгения Сурова.

Режиссер в ответ на критику опубликовал статью, в которой объяснял, что главными героями его художественного фильма были река Волга и пароход «Ласточка». По его словам, при работе над ним акцент ставился на «разудалой цыганской стихии вносят лихую бесшабашность, весёлое отчаяние, в них чувствуется какой-то надлом, ожидание беды, несчастья».

Композиционная структура фильма «Жестокий романс» отличается от пьесы, является более неравномерной. Фильм состоит из двух серий, и если первая серия охватывает события, происходившие в течение года, то действие второй серии развивается в течение одного дня, где и происходит кульминация и затем развязка. Значительных различий в сюжете фильма и пьесы нет, однако некоторые расхождения с развитием событий в оригинальном произведении все же присутствуют. Так, если в пьесе мы узнаем об отношениях семьи Огудаловых с Паратовым и событиях, произошедших с ними до повторного приезда Паратова в город, только через диалог Кнурова и Вожеватова в начале, который и является экспозицией, то в фильме этим событиям посвящена практически вся первая серия, в которой показывается зарождение романтических чувств между Ларисой и Паратовым, их развитие и затем его отъезд. Нам также показывается свадьба старшей сестры Ларисы, Ольги, и кавказского князя, о которой в тексте пьесы упоминается лишь вскользь, что позволяет нам яснее прочувствовать весь ужас положения их семьи и ярче показывает характер Хариты Игнатьевны Огудаловой, их матери. Кроме того, в первой серии показываются сцена неудавшегося самоубийства Карандышева, арест банковского кассира в доме Огудаловых и ожидание и беспокойство Ларисы после отъезда Паратова. То есть идет ориентация на показ – то, что в пьесе описывалось косвенно, через диалоги, в фильме нам демонстрируют напрямую, что позволяет подробнее показать чувства персонажей, лучше узнать их еще до начала основного действия сюжета.

Фильм наполнен яркими сценами, заставляющими проникнутся чувствами каждого персонажа, погрузиться в атмосферу происходящего. Одной из таких сцен нам кажется начало фильма, а именно свадьба Ольги, в которой так хорошо показывается тяжелое положение их семьи и неоднозначность образа Хариты Игнатьевны, поступившей так со своей дочерью и в надежде на лучшее будущее для нее, и в стремлении сбросить часть забот по обеспечению детей со своих плеч. Также очень трогательной можно назвать сцену мучительного ожидания Ларисы после внезапного отъезда Паратова, когда она понимает, что была обманута им, и ее жизнь постепенно теряет смысл. Наиболее же сильной сценой нам показался момент последнего разговора отчаявшейся Ларисы с ослепленным ревностью и обидой Карандышевым и последующая сцена ее смерти. Оскорбленный Карандышев вызывает и некоторое сочувствие, и в то же время отвращение, ведь он, обвиняя Кнурова и Вожеватова в том, что они относятся к Ларисе как к вещи, сам относится к ней так же и не замечает глубины ее отчаяния, будучи зацикленным на своих переживаниях. Лариса же, обманутая своим возлюбленным, ради которого она бросила все, окончательно разочаровывается в Карандышеве и не видит больше смысла в жизни, однако покончить с собой выше ее сил. Умирая, она благодарит его за свое избавление, на которое ей самой было слишком трудно решиться. Песня цыган, звучащая в этот момент, кажется одновременно и насмешкой мира над главной героиней, и в то же время символом обретения ей свободы.

-3

Не последнее место в однозначных достоинствах экранизации занимает музыкальное сопровождение. Всего в фильме использовались 12 романсов, которые исполнялись разными людьми. Музыку написал известный композитор Андрей Петров. Текстами песен послужили стихотворения Марины Цветаевой и Беллы Ахмадулиной, а одно «Я, словно бабочка к огню…» написал сам Рязанов. Романсы на протяжении двух серий как бы отображают настроение зрителя: в начале –радостные, в конце же – более серьезные. Когда Лариса умирает, цыгане играют веселую музыку, поют и танцуют. Такой художественный ход режиссера можно трактовать неоднозначно. Во-первых, это подчеркивает контраст между ничем не заботящимися цыганами и запутавшимися, несчастливыми главными героями. Во-вторых, показывает, что смерть для главной героини была ее освобождением из тех цепей, в которые ее заковала жизнь.

Хотя фильм и не полностью соответствует пьесе, он определенно заслуживает внимания зрителей. Это своеобразная художественная интерпретация произведения Островского. Главные герои в нем показаны с другой стороны, не с той, с какой мы их представляем, читая пьесу. В действиях героев прослеживается логика, все мотивы их поступков доступно показаны. Рассказанная печальная история не оставляет зрителей равнодушными, они искренне переживают эмоции главных героев, сочувствуют им, а когда Лариса, падая, умирает, находятся в таком же состоянии шока, как и главные герои, наблюдающие за этим. Музыка полностью отражает настроение фильма, песни в исполнении Ларисы пробуждают участие к судьбе персонажей. Погода (мрачная, дождливая) также передает атмосферу фильма.

-4

Трудно сказать о том, совпадают ли ожидания с увиденным. Возможно, главных героев мы представляли по-другому, как и общее настроение, передаваемое фильмом. Но экранизация получилась настолько яркой, эмоциональной и захватывающей, что это не имеет значения. У каждого своя точка зрения и видение ситуации, поэтому небольшие изменения допустимы. Здесь большую роль играет то, как режиссер сумеет донести до зрителя свою идею, получится ли у него это сделать. И у Рязанова получилось. По нашему мнению, «Жестокий романс» - лучшая экранизация пьесы «Бесприданница» Островского, и останется ею еще на долгое время.