Найти тему
В школе и дома

Части речи и члены предложения: как их отличить?

А главное, зачем?

Сразу оговорюсь, что данная статья предназначена не для знатоков русского языка, а для людей, которые пока не разбираются, но очень хотят разобраться.

Итак, главный вопрос, на который, как правило, не могут ответить мне ученики: зачем мы учим эту муть? ))) Зачем нам эти части речи и члены предложения? Среднестатистический школьник начинает путать их во втором классе и путает до девятого. В десятый обычно идут те, кто не путает, хотя, конечно, бывают исключения.

Так зачем? Остановитесь и попробуйте ответить себе на этот вопрос. И напишите потом в комментариях, совпало или нет.

Части речи и члены предложения — это базовая информация, необходимая, чтобы писать без ошибок. Первые отвечают за орфографию, вторые — за пунктуацию.

Итак, в русском языке есть два города. Один называется Морфология, а другой — Синтаксис. В Морфологии живут части речи: группа имен (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение), глагол, наречие, причастие и деепричастие, категория состояния, а также толпа служебных частей речи, в которые пока углубляться не будем.

Почему надо отличать причастие от прилагательного? Чтобы определить «н» или «нн» надо писать в школе. Правила разные, в зависимости от того, какая часть речи. Слитное или раздельное написание «не» тоже от этого зависит. Надо ли писать мягкий знак после шипящего? Ответить можно только если правильно определим часть речи. «О» или «ё» под ударением после шипящих? Как узнать? Правильно! Определить часть речи. Можно еще множество примеров привести.

Название части речи — это как фамилия слова.

В Морфологии они живут, а на работу ездят в Синтаксис. И там у множества перечисленных нами частей речи может быть только пять «профессий»: подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство или дополнение.

Зачем это знать? Дело в том, что пунктуация в русском языке полностью зависит от синтаксиса. Чтобы правильно расставить запятые, надо правильно определить, кем работает каждое слово. Поначалу сложно, но если не упустить в начальной школе, то с каждым годом становится все легче и легче. Такие ненавистные всем синтаксические разборы предложения преследуют одну цель: развить этот навык. Разбираешь и сразу понимаешь, куда запятые ставить надо, а где они лишние.

Название части речи — фамилия, когда отвечаем на вопрос «какой член предложения?» — понимаем, кем работает эта часть речи в тексте.

Простой пример.

Имя существительное — стол. Всем понятный предмет. Может работать подлежащим: «Стол стоял у окна»; сказуемым: «Любимое место работы — стол»; определением: «Я выдвинул ящик стола»; обстоятельством: «На столе лежала стопка тетрадей»; дополнением: «Не вижу стола в моей комнате».

Это о том, как отличить.

Подробнее о том, как это помогает разобраться в орфографии и пунктуации, напишу в следующий раз. Хотя в придуманных предложениях уже есть пример связи синтаксиса и пунктуации. Догадаетесь какой?