Фильмы можно воспринимать по-разному. Но особенно интересно узнавать в кино разные психологические концепции, видеть когнитивные и эмоциональные процессы, типы личности.
Кинокартина может стать отличной иллюстрацией психологических идей. И знание психологии помогает по-новому увидеть даже старые, много раз смотренные фильмы.
Давайте рассмотрим принципы НЛП на примере кинокартины Э. Рязанова "Служебный роман". НЛП - это сокращенное обозначение популярной системы психологии, полное название: "нейролингвистическое программирование". Она возникла в 1970-е годы на стыке разных наук, среди которых лингвистика и нейрология.
В НЛП есть базовые принципы, их еще называют "пресуппозициями". Это своего рода установки, представления об устройстве мира. Применяя их, человек может научиться лучше понимать причины своих проблем, видеть способы их решения.
Один из таких принципов: "карта не есть территория". Какой бы точной ни казалась нам карта, на 100% точно она территорию не отобразит - уже потому, что местность постоянно (хотя бы немного) меняется. Наше мировоззрения - это и есть наша карта.
Какими бы точными мы не считали свои представления о мире, о людях, о самих себе, они все равно не точны на 100%. А иногда приходится признавать: наши представления вообще не верны, и мы придерживались ошибочных убеждений.
Э. Рязанов в фильме "Служебный роман" (1975) блестяще показывает такие ошибочные убеждения А.Е. Новосельцева и Л.П. Калугиной. У Калугиной - стойкий образ Новосельцева ("вялый, безынициативный работник"), а у него - столь же жесткие представления о Калугиной ("наша мымра", "она не женщина, она директор"... "я ее боюсь").
Но как же радикально меняются их образы друг друга! "Она не старуха!" - произносит потрясенный Новосельцев, выйдя из кабинета Калугиной после своих роковых извинений за то, что "с цепи сорвался".
"Вам хорошо, Анатолий Ефремович, у вас дети... а я совсем одна", - говорит Калугина в порыве откровенности. Удивительным образом она меняет свои убеждения о Новосельцеве как о "вялом работнике" - после его экстравагантных "ухаживаний" в квартире Самохвалова.
Сама жизнь убедительно показывает главным героям фильма, насколько же неверны их прошлые представления друг о друге. Понадобилась "вспышка" Новосельцева с песнями и плясками, и слезы Калугиной, чтобы они начали радикально менять эти представления.
Еще один принцип НЛП - "принцип позитивного намерения". Согласно ему, что бы человек ни делал, ни думал, он всегда руководствуется некоторым позитивным намерением. Мы всегда хотим как лучше, и если уж что-то делаем, то верим, будто это лучший выбор.
Да, потом мы можем пожалеть, понять свои ошибки, но - раз уж мы все-таки сделали именно это, значит - в тот момент считали, что иначе просто нельзя.
Почему же этот принцип так важен? Потому, что помогает снизить массу негативных переживаний. Например, чувство вины, обиду, злость, страх. Принцип позитивного намерения позволяет научиться принимать жизнь такой, какая она есть, позволяет экономить нервы, время и силы.
Проявляется ли он в "Служебном романе"? Конечно. Яркий пример - во время откровенного монолога Людмилы Прокофьевны на крыше. "Утром встану, пойду варить кофе. И не потому, что хочу позавтракать, а потому что так надо. Заставляю себя поесть и иду на работу. Вот этот кабинет и все это - практически и есть мой дом...".
Именно тогда Новосельцев стал понимать, что "мымра" и "старуха" - лишь ярлыки, а на самом деле Калугина - глубоко несчастный человек. И что маска "железной леди" - лишь маска, скрывающая старую душевную травму.
За строгостью, сухостью, жесткостью и трудоголизмом скрывается позитивное намерение. Намерение держаться данной роли, поскольку она защищает, и поскольку эта роль кажется единственно возможной, безальтернативной...
Новосельцев понял позитивное намерение Калугиной (хотя, конечно, он не размышлял в терминах НЛП). И благодаря этому изменил свое отношение, скорректировал свою "карту реальности".
Третий принцип НЛП звучит так: "выбор есть всегда". Мы всегда потенциально способны выбирать между разными вариантами действий. Или как минимум между разными вариантами отношения к происходящему.
В "Служебном романе" когнитивная ригидность (неготовность менять свои стереотипы) главных персонажей в начале фильма (критика Новосельцева за плохой отчет, и первая попытка "ухаживаний"). А затем - ошеломительное осознание, что и Калугина, и Новосельцев - совсем не такие, как казалось.
Можно отметить и другие примеры данного принципа. Когда Новосельцев устроил скандал в квартире Самохвалова - он выбрал быть другим, из "робкого, скромного и незаметного" на время превратившись в нахального и возмущенного. Калугина выбрала изменить свой имидж - и успешно изменила (в конце второй серии).
Четвертый принцип НЛП - "любой опыт имеет ценность". Даже негативные события могут нас научить чему-то, если мы захотим увидеть урок. Например - перестать "наступать на грабли".
Вся история отношений Калугиной и Новосельцева, показанная в фильме - это пример данного принципа. Все их конфликты, пререкания и даже кабинетная "драка" в конце стали необходимыми звеньями одной цепи, и привели к счастливому финалу.
А что вы думаете об этом фильме, о психологии персонажей?
Если статья интересна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Если вы считаете текст интересным и желаете поддержать канал, чтобы выходили новые публикации,
можете перевести любую сумму на кошелек Яндекс Деньги:
41001426264975