Найти тему
Уставший Философ

Добро и зло.

Добро и зло как основополагающие этические категории, очевидно, не могли не претерпеть изменений за столь длительную историю интенсивного развития человеческой мысли. Итогом этих метаморфоз стало принципиально новое решение вопроса об этих, казалось бы, универсальных ценностях. Они попросту перестали отвечать требованиям представителей современного общества, основной отличительной чертой которого является выдающийся уровень развития науки, стремящейся объяснить природу вещей и явлений. Реальность, которая все больше открывается познающему ее человечеству, оказалась гораздо сложнее и неоднозначнее дидактических категорий «хорошо» и «плохо».
Несмотря на кажущуюся фундаментальность добро и зло - в первую очередь связаны с оценочной стороной отношения к чему-либо, персонализированному восприятию чего бы то ни было. Следственно, субъективизм в данной ситуации не просто неизбежен, он является фундаментом самого существования подобных категорий. Людям свойственно давать положительную оценку вещам и событиям исключительно выгодным и полезным нам самим, отвечающим нашим интересам и установкам. Абстрагирование и отказ от приоритетности своих или чьих-либо потребностей и предпочтений в определении смысла абсолютно любого события приведет к невозможности определения, был ли это акт добродетели или проявление злого умысла.
Чем более беспристрастным и по-научному объективным становится взгляд на окружающую действительность, тем менее убедительными выглядят попытки поделить мир на «черное» и «белое». Если говорить о самых очевидных бытовых моментах, то любой акт несправедливости по отношению к конкретному человеку может мгновенно перестать казаться таковым, стоит только поставить себя на место обидчика, разобраться в его мотивах и вникнуть в его взгляды и убеждения. Аналогичный подход применим к абсолютно любым ситуациям, в которых есть место вещам и событиям, трактуемым как проявление зла, даже самого вопиющего и очевидного.
Не только противоречия внутри социума, на разных уровнях его структуры, начиная с межличностных столкновений и заканчивая межкультурными и межнациональными конфликтами, можно вывести из «черно-белой» оценочной системы, но и абсолютно любое событие. Даже противоречащие, казалось бы, абсолютно непреложным общечеловеческим законам и принципам вещи могут быть переосмыслены с точки зрения холодного объективного, свойственного научному подходу, анализа, что приведет к невозможности применения определения чего бы то ни было как зла в полном смысле этого слова.