Найти тему

«Серийные» мультперсонажи 1920-х годов

В конце 1920-х годов в статьях молодой журналистки Елизаветы Кольцовой стали появляться серийные шуточные рисунки шведского карикатуриста Якобсона. Их постоянным персонажем был – Адомсон. Публиковавшиеся в журнале «Советский экран», эти карикатуры вдохновили советских художников на создание постоянного персонажа в мультипликации.

Так, в фильмах режиссера А. Иванова появился рисованный герой – негритенок Тип-Топ. Фильмы с ним не сохранились. Известно, что в одной из картин он сопровождал иностранную делегацию в прогулке по Москве. Это была комбинированная лента, в которой натурные съемки совмещались с рисованной анимацией.

В это же время «родился» персонаж Ю. Меркулова – Братишкин. Он участвовал в различных агитплакатах и фильмах-инструкциях. В 1928 году он навел порядок в казарме в фильме «Ночная тревога». По сюжету красноармеец увидел во сне, что портреты империалистов во главе с Чемберленом сбежали со стенгазеты. По сигналу тревоги все бросились в погоню за беглецами и возвратили их на свои места. Другие фильмы с участием персонажа: «Братишкин вступает в Осоавиахим», «Братишкин везет книги в деревню», «Братишкин борется за чистоту на заводе».

Ленинградские мультипликаторы предприняли свою попытку создать узнаваемый серийный персонаж. В фильмах художников А. Преснякова и И. Сорохтина начал действовать – Бузилка. Впервые зрители увидели его в картине «Шептуны» (1928), где он разоблачил двух приятелей, Худышкина и Толстушкина, распространявших слухи о войне и землетрясении. В том же году он помог начинающему музыканту получить комнату, разоблачив квартирную хозяйку, которая планировала сдать ее нэпману-лабазнику, в картине «Комната с мебелью». В последующие годы он еще не раз становился героем агитационных фильмов.

Попытки советских художников создать популярный серийный персонаж на первом этапе успеха не имели. Образы получались невыразительными, без индивидуальности. Поэтому зрители не прониклись к ним симпатией.