В Калужской области, близ города Козельска есть удивительное место, куда бесконечным потоком стекаются православные верующие со всей России. Это Оптина пустынь – место, которое прославилось целой плеядой старцев.
Но прежде, чем начать разговор об Оптинских старцах, расскажем немного о судьбе монастыря.
ИСТОРИЯ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ
По преданию, Оптина пустынь получила свое название от имени разбойника Опты, промышлявшего в районе Козельска в 14 веке. Оставив свои преступные дела и одумавшись, он принял постриг с именем Макарий и впоследствии основал здесь обитель.
В 18 веке из-за непосильного оброка, который наложил царь Петр I, монастырь совсем обеднел, а в 1724 году его и вовсе упразднили и присоединили к Белевскому Спасо-Преображенскому монастырю.
В 1726 году Екатерина II приказала восстановить монастырь, что и было незамедлительно выполнено. Так постепенно в течение 18 века обитель не только была возрождена, но и отстроена, появились новые монастырские здания: собор во имя Введения Пресвятой Богородицы во Храм, колокольня.
Собор во имя Введения Богородицы во Храм
С началом нового 19-го столетия все больше людей узнают о возрожденной обители, появляются меценаты, продолжается строительство монастыря: возведены Казанский храм, больничная церковь, колокольня.
Собор в честь Казанской иконы Божией Матери
В 1821 году в монастыре был устроен скит, куда стали заселяться пустынники. С тех пор еще больше паломников потянулось в монастырь: кто за советом к старцам, а кто-то оставался здесь для служения Богу. Так Оптина пустыньстала одним из главных духовных центров России.
В советское время в монастыре был то музей, то дом отдыха, то концлагерь, то госпиталь, то воинская часть.
Лишь в 1987 году монастырь был передан РПЦ. Через год, в 1988 г., в лике святых был прославлен старец Амвросий (Гренков), а в 1996 году состоялось прославление и остальных старцев как местно чтимых святых (общецерковное прославление состоялось в 2000 году).
14 СТАРЦЕВ
Итак, расскажем о святых старцах. Как это обычно бывает в монастырях, в Оптиной пустыни жили монахи из разных мест, разного происхождения и возраста.
Лев Оптинский (1768–1841)
Основателем Оптинского старчества можно назвать иеросхимонаха Льва(Наголкина). До принятия монашества он был приказчиком у купца. Человеку глубокой веры, открытому и энергичному, - ему удалось собрать вокруг себя достойных монахов, которые впоследствии так же, как преподобный Лев, наставляли и учили вере Христовой.
Макарий Оптинский (1788-1860)
Иеросхимонах Макарий (Иванов) был современником и учеником преподобного Льва. До принятия монашества он был бухгалтером, происходил из дворянской семьи. Его трудами была создана школа переводчиков и издателей духовной литературы. Главное, чему учил старец своих чад, это смирение и послушание, покорность Божиему промыслу. Старец говорил: «Есть смирение – все есть, нет смирения – ничего нет».
Моисей Оптинский (1782-1862)
Схиархимандрит Моисей (Путилов) был настоятелем монастыря. Во время его мудрого управления в обители были воссозданы и построены многие здания. Сам же старец был очень кроток и добросердечен, принимал странников, помогал обездоленным.
Антоний Оптинский (1795-1865)
Брат схиархимандрита Моисея, Антоний (Путилов) был величайший молитвенник. Несмотря на телесные немощи, он принимал многих посетителей, и до нас дошли его письменные наставления, от которых веет любовью и переживаниями за нас, грешных.
Табличка с молитвой преп. Антония Оптинского
Табличка «Молитва преподобного Антония Оптинского»
Иларион Оптинский (1805-1873)
Иеросхимонах Иларион (Пономарев) был учеником преподобного Макария Оптинского. Обладал даром учительства и убеждения: многие сомневающиеся и маловерные после беседы со старцем, укреплялись в вере Христовой.
Исаакий Оптинский (1810-1894)
Настоятель схиархимандрит Исаакий (Антимонов) был великим подвижником и молитвенником. Мудро, по-хозяйски он управлял обителью, сохраняя главное: заветы святых старцев-предшественников.
Амвросий Оптинский (1812-1891)
Великий подвижник иеросхимонах Амвросий (Гренков) в юности сильно заболел и дал обет Господу, что если излечится - уйдет в монастырь. С детства он обладал прекрасной памятью, знал несколько иностранных языков, его живой и ясный ум помогал найти подход к каждому посетителю, коих было у старца огромное множество, его очень почитали за умение проповедовать. Преподобный обладал даром чудотворения.
Интересный факт: прототипом старца Зосимы из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» был ни кто иной, как отец Амвросий. Именно с него списал автор своего персонажа. Федор Михайлович лично был знаком и приезжал к Амвросию Оптинскому в трудный период своей жизни - после смерти сына.
Старец Амвросий основал в 12 километрах от монастыря Шамординскую женскую обитель.
До наших дней дошли письма преподобного Амвросия, из которых мы черпаем многие мудрые изречения.
Изречение Амвросия Оптинского «Где просто…»
Изречение Амвросия Оптинского «Жить-не тужить…»
Изречение Амвросия Оптинского «Отчего человек бывает плох…»
Анатолий Оптинский старший (1824-1894)
Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) был наставником иноков Оптиной пустыни, а также монахинь Шамординского монастыря. Старец Анатолий имел кроткое и доброе сердце, мог утешить любого, он всегда учил: «Пожалей, и не осудишь».
Иосиф Оптинский (1837-1911)
Ученик Амвросия Оптинского, иеросхимонах Иосиф (Литовкин) был смиренным, чистым душой, непрестанно молился. Неоднократно святому являлась пресвятая Богородица, а многие современники видели над старцем Божественное сияние.
Варсонофий Оптинский (1845-1913)
Прозорливец схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) до принятия монашества был военным, дослужился до полковника, но оставил военную карьеру. В 1910 году священным Синодом Васонофий Оптинский был отправлен к умирающему Л.Н.Толстому, который, как известно, был отлучен от Церкви, но родные не пустили старца к писателю.
Нектарий Оптинский (1853-1928)
Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) родился в бедной семье, рано осиротел, в 20 лет пришел в Оптину пустынь. Нектарий Оптинский обладал даром чудотворения, стал последним старцем, кого избрали соборно. После прихода советской власти, монастырь закрыли, а святого арестовали и посадили в тюрьму на 3 года.
Анатолий Оптинский младший (1855-1922)
Иеросхимонах Анатолий (Потапов), последние годы жизни которого пришлись на тяжелые послереволюционные годы, наставлял и утешал верующих, учил хранить веру до последнего во всех обстоятельствах. Старец обладал даром исцеления и прозорливости.
Никон Оптинский (1888-1931)
Святой исповедник иеромонах Никон (Беляев) свято соблюдал старческое служение и после закрытия обители. В 1927 году его арестовали и сослали в лагерь. По истечении срока, больного, его отправили в ссылку в Архангельскую область, где святой скончался.
Исаакий Оптинский (1865-1938)
Похожая судьба была и у архимандрита Исаакия II (Бобракова). Будучи настоятелем в сложные годы революции, он, так же как и Никон Оптинский, до последнего исполнял пастырское и старческое служение. Смиренно и мужественно перенося аресты и ссылки, он все время повторял: «От креста своего не побегу». В 1938 году был расстрелян, прославлен церковью как преподобномученик.
Оптина пустынь, породившая великих Оптинских старцев,- это уникальное место нашей Церкви.
На протяжении почти полутора веков святые учили и проповедовали, утешали и наставляли, чтобы и сегодня каждый человек помнил, ради чего нам дается жизнь земная и как заслужить жизнь вечную. В молитве Оптинских старцев, которую мы ежедневно читаем с началом нового дня, изложена вся программа оптинских монахов. Главное же, чему учат нас святые, во всем надеяться на Бога и принимать каждое событие со смирением и верой в то, что Отец наш Небесный не оставит нас.
Подписывайтесь на наш канал zen.yandex.ru/id/5bf58d87bf9a1400af48b246