Принятый в первом чтении законопроект, предусматривающий ликвидацию унитарных предприятий к 2021 году, способен породить настоящую экономическую бурю на локальных рынках. Согласно нему, из более чем 18 тысяч МУП и ГУП через 2 с небольшим года в РФ должны остаться лишь единицы, имеющие оборонное значение.
Унитарные предприятия, ведущие свою коммерческую деятельность на основании права управления вверенным им государственным или муниципальным имуществом, создавались в РФ на основании № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Такая форма хозяйствования вводилась государством как некоторый промежуточный вариант между государственными предприятиями и коммерческими: собственность на имущество остается в руках субъекта управления, но хозяйствование или управление ведется на коммерческих основаниях. МУП или ГУП отчисляют не только налоги, но и 25% прибыли. Унитарные предприятия казались неизбежной формой для так называемых естественных монополий, оставшихся осколками социалистической экономики: водоснабжение, водоотведение, тепло, городское хозяйство, электрообеспечение, связь и тому подобное.
В России частенько бывает, что «хотели, как лучше, а получилось как всегда». МУПы и ГУПы не стали исключением. Зачем вкладываться в совершенствование ветхих и аварийных сетей, заниматься малоприбыльным городским хозяйством, улучшать вывоз мусора или качество воды в населенных пунктах, если можно, например, просто сдать имеющуюся недвижимость, технику отдать в аренду, «поиграть» на имеющихся у МУП и ГУП преимуществах в сфере госзакупок? Дело в том, что унитарные предприятия обладали возможностью пользоваться более мягкими правилами реализации тендеров на закупки для госорганов. И складывалась простенькая схема: муниципалитеты и административные органы передавали заказ «подведомственным» МУП и ГУП, а уже те в «мягком» режиме размещали тендера, используя все возможности для извлечения уже далеко не государственной выгоды!
Логика законопроекта по ликвидации МУП и ГУП с точки зрения государства понятна:
· прибыль они часто не приносят;
· управление неэффективное;
· злоупотреблений множество;
· конкурентоспособность частных предприятий за последние десятилетия возросла, частник уже во многих областях способен брать на себя управление значимыми секторами экономики.
Насколько «эффективно» управление унитарными предприятиями легко может оценить любой человек, кому доводилось заглянуть в почтовое отделение где-нибудь в провинциальном городе или на селе. Крупнейшее из унитарных предприятий страны – Почта РФ поистине образец «успешности» такой формы хозяйствования: древние помещения, неповоротливые механизмы работы, мизерные зарплаты, безответственность, висящий компьютер, длинная очередь и общая убогость. Во всем отделении за последние полвека появилась одна новая деталь – вывеска о часах работы азбукой Брайля, и та находится где-нибудь выше человеческого роста, чтобы «руками не трогали».
Но при всей отсталости и коррумпированности унитарных предприятий их ликвидация будет нешуточном переворотом для экономики страны.
Любая революция – это не только новшества, но и риски. Достаточно вспомнить множество заброшенных обанкротившихся предприятий 90-х после первой волны приватизации, чтобы испытать тревогу за судьбу водоканалов, теплосетей, городских хозяйственных служб.
· Справятся ли частники с такими буквально жизнеопределяющими для россиянина задачами?
· Не приведет ли смена формы хозяйствования к удорожанию и без того «золотых» коммунальных услуг?
· Не вызовет ли принятие закона очередной виток криминальных войн вокруг раздела собственности?
· Сможет ли конкуренция позитивно повлиять на качество услуг в этих секторах экономики?
Тревог и рисков множество, и они, безусловно, оправданы.
Единороссы поддерживают идею перемен, отстаивая логику ФАС о необходимости развивать конкуренцию на рынках услуг.
ЛДПР воздержались.
В «штыки» законопроект приняли коммунисты, «звоня во все колокола» о происках капиталистов.
Но чьи интересы лоббирует КПРФ: простого россиянина или управленцев МУП и ГУП, которым придется открыть сведения о своей деятельности, автоматически лишаясь личных кормушек за государственный счет? Пока не ясно.
В любом случае, ликвидация тысяч унитарных предприятий, конкурентная борьба, которая развернется на их «обломках» несет с собой нешуточный риск нестабильности и точечных ударов по кошелькам простых граждан. Безусловно, это тот случай, когда каждое слово в законопроекте должно быть открыто и всесторонне обсуждено, решения взвешены и перепроверены.
А что Вы думаете по этому поводу? - Напишите в комментариях!
Если информация была полезной, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал ЗДЕСЬ, так вы не пропустите новое и важное!