Найти тему
Миллионер.ру

Семь яиц и много секретов из жизни Варвары Базановой-Кельх

Вареньке едва исполнилось 11 годков, когда в Иркутске умер ее очень богатый дедушка - владелец Ленский золотых приисков, дворцов и пароходов. Треть своего состояния он завещал любимой внучке, и Варенька стала самым богатым ребенком российской Империи. Потом умерли еще некоторые бездетные родственники Вари, и она превратилась в самую богатую невесту России. В то время они с маменькой уже переехали из Иркутска в Москву и очень сдружились с семьей потомственного дворянина, обрусевшего немца Фердинанда Каспаровича Кельха. У него было 7 детей с которыми Варя дружила, а в 20 летнем возрасте вышла замуж за старшего сына Кельха - Николая. Жених был дворянином, но из бедных, невеста из купечества, но очень богатая - обычный по тем временам мезальянс. Но возможно, это была и большая любовь - история умалчивает. Так же доподлинно неизвестно отчего буквально через пару лет Николай скоропостижно умирает, а Варенька неожиданно для всех, выходит замуж за его младшего брата - Александра.  От Александра у Варвары рождается вторая дочь, но отношения с мужем скорее партнерские: супруги больше не живут вместе, но Кельх ведет все дела жены. Варвара целиком отдает себя благотворительности. Тут надо отдать должное, меценатством активно занималась еще мама Варвары - Юлия Ивановна Базанова - почетный житель города Иркутска. Дочь продолжила дело своих родителей. Она помогала студентам, строила приюты для сирот, больницы, в том числе вместе с матерью лучшую в Европе клинику по лечению тугоухости. Почему-то в России в те времена это была очень распространенная болезнь. Больницу назвали в честь Юлии Базановой и даже поставили ее бюст, но после революции бюст выбросили, а о попечительнице забыли.  В общей сложности на благотворительность Варварой Базановой-Кельх и ее матерью было потрачено более 20 млн рублей, что серьезно подорвало их благосостояние. Зато Варвару Петровну уважали в высшем обществе. «Всегда одетая в темное платье, скромная и даже застенчивая, она не любила, когда ей целовали руку» – так описывали мецената современники. Другие добавляли, что благотворительностью Варвара Базанова-Кельх заниалась «по искреннему движению сердца и понимала, что богатство обязывает».  Сам император Николай II наградил Варвару Петровну золотой медалью на Анненской ленте «За усердие».

В 1905 году Варвара Петровна навсегда уехала из России. Возможно тому причиной революции, террор, предчувствие Первой мировой войны, забастовки на ее золотых приисках.Но до самой революции она продолжала свою благотворительную миссию, точнее, этим занимался Александр Кельх по ее поручительству. В дальнейшем его судьба сложилась трагически: после того как большевики все национализировали, Александр Фердинандович остался без средств к существованию и без работы. Варвара Петровна умоляла его перебраться к ней в Париж, но бывший супруг отказался. Возможно, не хотел оставлять свою новую жену, которая была на 20 лет его моложе и работала на заводе по производству гвоздей. Александр Фердинандович подрабатывал продажей папирос, потом уехал на Дальний Восток, где попал в сети НКВД. Больше о нем ничего не известно. До революции Варвара Петровна из Парижа присылала ему иногда денег на содержание своей матери и дочерей, о которых продолжало в России заботиться семейство Кельхов. В 1924 году умерла мать Варвары Петровны, а сама она скончалась в 1959 году в возрасте 87 лет и была похоронена на русском кладбище Сен-Женевьв-де Буа.

Несмотря на долгую жизнь, ее биография остается полной загадок и тайн, разгадывать которые нашим современникам не особенно интересно. В памяти потомков остались разве что пара роскошных домов в Петербурге и Москве, связанных с именем Базановой-Кельх. И еще яйца.

Александр Фердинандович Кельх, несмотря на странные отношения с женой, каждый год на Пасху дарил ей яйцо Феберже. Карл Фаберже делал в год всего три пасхальных яйца, два из которых доставались царской семье, а третье Варваре Петровне. 

Император такому подражательству не препятствовал, зная, сколько средств Базановы (и сама Юлия Ивановна, и ее дочь Варвара) тратят на благотворительность. У Варвары Петровны набралось 7 яиц и в Париж она отправилась отнюдь не с пустым чемоданом. В лихую годину все яйца были проданы и разлетелись по миру по частным коллекциям. Одно хранится у Елизаветы II,  пара у коллекционеров в Австралии и США. Остальные на аукционах выкупил Виктор Вексельберг и вернул сокровища в Россию.

А в прошлом году случилось чудо: в Москве обнаружили частный архив крестника Юлии Базановой, бережно хранимый в семье его потомков, который возможно приоткроет некоторые тайны семейства Базановых-Кельх.

Рудольф Овсянников