Разбираемся, кому уходят миллиарды из наших налогов и кто исполняет все самые спорные проекты Роскомнадзора.
Всего за несколько последних лет Роскомнадзор из маленького и непримечательного государственного органа, задачей которого было только подписывать лицензии новых СМИ, превратился в едва ли не самое обсуждаемое ведомство в стране. При этом, чаще всего, вспоминаем мы о нем далеко не в лучшем контексте.
РКН являлся инициатором, или, как минимум, лоббистом всех самых спорных и безумно дорогостоящих проектов последнего времени. «Пакет Яровой», глобальная блокировка тысяч интернет-ресурсов и безуспешные, ставшие своеобразным мемом, попытки отключить на территории страны Telegram — ко всему этому, так или иначе, приложил руку Роскомнадзор.
При этом, на каждый из вышеперечисленных проектов выделяется, или еще только предстоит выделять, миллиарды рублей. И если отбросить идеалистические идеи о том, что в их эффективность действительно кто-то верит, остается только один вопрос — «кому это выгодно?». И ответ на него оказался вполне однозначным.
Перед тем, как мы начнем. Несколько дней назад мы запустили наши паблики сразу в пяти (!) социальных сетях. Очень просим вас подписаться на одном из удобных сервисов, чтобы не пропускать ничего важного.
Итак, теперь мы в: "ВКонтакте", Twitter, Facebook, Telegram и "Одноклассники".
Сколько потратят на эти проекты
Для начала давайте сразу поймем масштабы проблемы. Само собой, Роскомнадзор получает финансирование из госбюджета. По официальным данным, в 2017 году их бюджет составил 8,5 миллиардов рублей. В 2019-2021 годах на содержание органа запланировано тратить 8,3 — 8,6 миллиардов.
Впрочем, суммарные расходы на реализацию «информационных проектов», которыми и занимается РКН, значительно выше. Например, даже по самым скромным подсчетам, на «пакет Яровой» предстоит потратить еще около 45 миллиардов рублей.
Блокировка Telegram и многих других ресурсов обойдется государству примерно в 30 миллиардов рублей. Только в 2019 году РКН потратит на эти цели больше 20 миллиардов.
Почему выбор исполнителя контрактов вызывает вопросы
Конечно, такие контракты — лакомый кусочек для любой компании. Но отдать их какому-то подрядчику напрямую РКН не имеет права — таково требование закона.
Справка.
Любой контракт госведомства с частной компанией обязательно должен проходить через интернет-портал госзакупок. В открытом доступе на нем размещаются все лоты. В аукционе имеет право принять участие любая компания, прошедшая несложную проверку.
Впрочем, бывают некоторые исключения. В особых случаях ведомства могут подписывать «контракты единого поставщика». Большую часть своих дорогостоящих договоров Роскомнадзор заключает именно таким образом.
Чаще всего такой тип контрактов выбирают из-за специфичности закупки и монополии на определенные типы работ. Например, если вам нужно купить газ, то в России есть только одна компания, которая вам может его предоставить — «Газпром». Следовательно, разыгрывать аукцион смысла нет.
Впрочем, этой лазейкой время от времени пользуются, чтобы передать контракт нужной компании. Например, если в закупке сформулировать «разработка процессора "Эльбрус"», то никто, кроме нынешнего владельца «Эльбруса», получить контракт не сможет.
Так ведомства получают законный способ отдавать проекты тем компаниям, которым считают нужным.
В случае с Роскомнадзором, учитывая астрономические суммы и спорность самих задач, такой метод выбора подрядчика вызывает определенные вопросы. Точнее, добавляет очередной в общую копилку.
Кто получил контракты и какие работы он выполняет
С помощью «договора единого поставщика» практически все контракты Роскомнадзора, связанные с разработкой или техническим исполнением проектов, получает ООО «Е.Софт». Компанию возглавляет Дмитрий Булатов.
Только за последние четыре года организация получила от ведомства больше полутора миллиардов рублей.
Задачи каждого из этих контрактов предельно размыты. Например, ежегодно компания выигрывает лот на оказание услуг по «расширению и поддержанию пользовательских характеристик "Единой информационной системы"».
Никаких внятных критериев работы и задач в закупках нет.
Если капнуть чуть дальше, и посмотреть более мелкие закупки, ситуация становится еще абсурднее. Например, в начале 2015 года был заключен контракт на оказание «консультационных услуг». Сумма, казалось бы, небольшая — 2,1 миллиона рублей. И все бы ничего, если бы ровно через два месяца РКН не заключил еще один аналогичный контракт, уже на 3,7 миллиона.
И если в первом случае задача описана более или менее конкретно — «налаживание системы электронного взаимодействия» между РКН и одной из его дочерних служб, то вот в задании ко второй значится лишь расплывчатая формулировка «услуги по администрированию веб-сервисов».
Чем еще зарабатывают владельцы «Е.Софт»
«Е.Софт» входит в большой холдинг «Инфорсер», который получает госконтракты от многих структур и ведомств. За последние четыре года они получили около восьми миллиардов рублей через систему закупок.
Enforcer (англ.) — головорез, вышибала.
Владельцами группы компаний являются выпускники МИФИ братья Игорь и Владислав Колоколовы.
Больше всего контрактов «Инфорсер» получил от Министерства обороны. Очень спорные, но дорогостоящие лоты с полным отсутствием внятных задач компания получила и здесь. Например, в 2015 году ГК получила около трех миллиардов рублей от оператора связи «Воентелеком», которым пользуются вооруженные силы, за «сервисное обслуживание». Список ремонтных работ или работ по расширению сети связи в закупке не указаны.
Один из владельцев группы компаний, Игорь, также ведет свой блог об авиации. Надеемся, в «Инфорсере» дизайном занимается не он. Выглядит его творение следующим образом:
Что в итоге
На реализацию проектов Роскомнадзора уходят миллиарды рублей. Не какие-то абстрактные, а те, которые мы с вами платим из наших налогов. И те, которые могли пойти на улучшение нашей с вами жизни.
Пока средства массовой информации и народ высмеивают абсурдность инициатив, через эту систему зарабатывают вполне конкретные люди. Многомиллионные контракты получают корпорации, перед которыми даже не ставят точных задач — «за что они их получили?».
При этом, результата этих работ не видно. Решение о блокировке Telegram приняли больше года назад, и за это время никто не смог ни то что помешать его работе, а хотя бы сделать его не самым быстрым мессенджером в России.
А деньги из наших налогов продолжают утекать...
Ну и напоследок еще раз попросим вас подписаться на нас в Дзене и в наших социальных сетях: "ВКонтакте", Twitter, Facebook, Telegram или "Одноклассниках".
Впереди еще много острых и важных тем. Надеемся, что вы с нами.