Великий святой русской земли Серафим Саровский не писал богословских трудов, но тысячи людей — мирян и монахов — получали от него наставления. Сначала духовные наставления старца Серафима были приложением к его жизнеописанию (1838), позднее они издавались отдельно.
Поучения Серафима Саровского не делятся определённо: для иноков и для мирян. В большинстве своём они подходят тем и другим. Ведь путь спасения узок для всех.
О любви к Богу
В этом поучении звучит первая заповедь Иисуса Христа: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим…».
Что значит любить Бога? Нет любви к Богу у того, кто любит себя, утверждает старец. Кто забыл о себе ради Господа — способен любить Бога. Тот забывает всякую прочую любовь, его душа стремится к одному Богу. Жить так и легко, и трудно: земные проблемы не волнуют и мир противен.
Возлюби ближнего
Так же важна и вторая евангельская заповедь — «возлюби ближнего своего, как самого себя», ведь нет любви к людям, если не любишь Бога.
На ласковом обхождении с людьми настаивает святой Серафим. Оскорблений надо избегать, они камнем ложатся на наше сердце. Человека унывающего непременно нужно поддержать, ободрить его. Брата грешащего — покрывать, как советовал Исаак Сирин (Сл. 89).
А что в нашей жизни? Можно ужаснуться от своей греховности. Мы судачим о пороках и проступках людей. С удовольствием сообщаем: «Знаешь, что N натворил?». И полчаса смакуем историю падения брата своего. А ближних мы, по заповеди, должны любить, как себя.
Старец поучает, что любовь к ближним не должна отвлекать от любви к Богу. Нет правды в любви к Богу, если христианин уравнивает тварь и Творца или тварь почитает больше, чем Творца (Мат., 10: 37).
А разве не создаём мы себе кумиров? Идолами становятся для нас дети, возлюбленные. Такое идолопоклонство обычно заканчивается потерей обожаемых людей.
Повинуйся начальнику
Это наставление очень интересно в свете современности. Критиковать начальство всех уровней считается у нас хорошим тоном.
А святой Серафим Саровский учил, что не дело подчинённых судить начальников. Почему? И тут — мороз по коже. Этим, оказывается, величие Божие оскорбляется, потому что Бог все власти поставляет. Грех приемлют те, кто противится власти (Римлянам, 13: 1,2).
Так что у начальника должно быть в повиновении. От этого душа получает пользу, а ум приобретает понятие о вещах.
Не суди ближнего
Никого нельзя осуждать, даже если видишь кого нарушающим заповеди Божии. «Не судите, да не судимы будете» (Мат., 7: 1). Кто может быть уверен в своих добродетелях? Святой Серафим напоминает слова апостола Павла: «…кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Коринфянам, 10: 12). Замечено, когда осудишь кого-то, сам впадаешь в этот же грех.
Серафим Саровский в наставлениях говорит и о терпении в болезни, о прощении, о милостыне, о смирении, о вреде многословия. Но неосуждение ближнего, в котором и смирение, и любовь, — верный путь к спасению. Только удержи язык и сердце от осуждения — и будешь помилован Господом.
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Если вам понравилось статья, подписывайтесь на канал, делитесь статьей в соц сетях, ставьте лайки.