Летом 2013 года Емельяненко младший посетил святую гору Афон в качестве трудника. В своем интернет-блоге он разместил небольшой рассказ о паломничестве в монашескую республику. История повествует о множестве послушаний и тяжелых работ, которые продолжались два с половиной месяца. Казалось бы, такое благодатное место ‒ земной удел Богородицы, но за 12 недель Александр так и не изменился в лучшую сторону. Давайте разберемся, почему же так происходит со многими людьми.
Монастырь не является каким-то удобным местом для исправления своей души. Спастись можно как в миру, так и в иноческих кельях, как в семейной жизни, так и в монашестве. А духовно погибнуть может тот, кто находится в самом лоне церковного служения.
Возрастать делами добродетели необходимо на любом месте земли, а не искать для этого особо благодатных и прославленных святынь.
Со многими людьми происходит одна и та же ситуация. Где-то в глубине души человек чувствует глас Божий, призыв к обновлению души и сердечному покаянию. В таком неофитском порыве обычно бросаются в монастыри, да, причем, самые известные и большие. Но прибыв на новое место, не каждый человек готов смиряться, выполнять поручения старших и трудиться на послушаниях.
Люди оставляют в себе свою гордыню, своеволие и непослушание. В таких случаях посети хоть сто монастырей – толку не будет.
Вполне возможно, что с Александром Емельяненко произошла такая же история. Человеку публичному, властному, привыкшему командовать, тяжело смиряться и быть самым последним человеком в монастыре. Внешне он мог безропотно выполнять послушания и идти на любые работы, но в своей душе выращивать злобу, высокомерие и гордыню.
В лучшем случае, по возвращении домой все встанет на круги своя, а в худшем – человек еще больше отяготит свою душу грехами.
Быт афонских монахов достаточно суров. Это длительные службы, короткий сон, келейные молитвы и тяжелая физическая работа – колка дров, перекатывание валунов и горные восхождения к схимникам – отшельникам.
В этом потоке событий только маленькая часть людей может уделять внимание своей душе, учиться монашескому деланию, непрестанной молитве и послушанию. Именно таких людей постригают в иноки и принимают в число насельников монастыря. Тогда как подавляющее большинство оказывается неприспособленным к монастырской жизни и духовному росту.
Про Емельяненко младшего можно сказать однозначно, что за два с половиной месяца на Афоне он не работал над своими духовными качествами, не отсекал свою волю, поэтому вернулся с Афона таким же человеком. Дело все в том, что не место паломничества меняет человека, а его внутренняя собранность, невидимая брань и делание Иисусовой молитвы.
Сказал Господь: «Блаженны нищие духом, яко тех есть царство Небесное. Евангелие от Матфея, 5-3». Это значит, что те, кто в этой жизни признают себя бедными духовно, не превозносятся над другими, по смерти своей наследуют рай. Для этого необходимо осознание своей духовной немощи, а людям известным и публичным тяжело это сделать.
Монастырь как школа смирения и послушания может помочь в исправлении ума, но только при искреннем желании человека.
В каком бы святом месте Александр бы ни оказался, если он не начнет менять себя сам, то вернется обратно таким же человеком. Не нужно искать паломничества в монастыри и храмы, преуспеть в духовных делах можно и в повседневной жизни. Для Емельяненко младшего поездка на Афон была скорее экзотическим отдыхом и средством пиара, а не желанием уединения и духовного возрастания.
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Если вам понравилось статья, подписывайтесь на канал, делитесь статьей в соц сетях, ставьте лайки. Пишите свое мнение о статье в комментариях.