Боинг 737 авиакомпании "Southwest" сел в аэропорту Бербанка и ... не смог остановиться. Вылетел за пределы полосы и завяз в EMAS (специальное покрытие улавливаюшее самолеты). Но такие покрытия есть лишь в 110 аэропортах мира. Engineered material arresting system, сокращённо EMAS, — установки, помогающие затормозить самолётам после окончания взлётно-посадочной полосы. Устанавливаются сразу за её створом в тех случаях, когда стеснённые условия не позволяют предусмотреть там естественное поле с грунтом и травой — стандартом считаются свободные 305 метров в длину (1000 футов) и 152 метра (500 футов) в ширину.
Производятся EMAS преимущественно французской компанией Zodiac Aerospace (сейчас — подразделение Safran) из цементных ячеек. В 2014 году у неё появился конкурент, Runway Safe: предложенная им новинка из вспененного стекловолокна рекламируется как более дешёвое и экологичное (используется вторсырьё) решение.
По статистике FAA, с 1999 года, когда эти системы начали применяться, в них успешно затормозили 14 перебегавших полосы самолёта.
Благодаря покрытию EMAS никто не пострадал.
Самолеты тоже пострадали незначительно, если вообще пострадали.
Уловитель самолетов начал свой путь еще в 1990-х годах, так называемый Zodiac Arresting Systems и с тех пор постоянно совершенствуется.
Он испытан несколько раз на скоростях до 100 км/ч. Результат отличный.
Также существует усовершенствованная версия EMAS - Runway Safe EMAS. Он состоит из ячеек вспененного двуокиси кремния, изготовленный из переработанного стекла в кубах из пластика, залитого сверху тонким слоем бетона и герметика.
Если же говорить о деньгах, то сэкономлены порядка 2 млрд долларов США только на 11 происшествиях. ЕMAS сильно экономит деньги. Но, дело не в деньгах , а спасённых человеческих жизнях .... Самой известной катастрофой Southwest Airlines является совершенно аналогичная в аэропорту Чикаго Мидуэй (MDW). Вечером 8 декабря 2005 года прибывший из Балтимора Boeing 737-7H4WL при посадке в условиях сильного снегопада перебежал полосу, пробил заграждение и точно так же выкатился на автодорогу за периметром аэропорта. К несчастью, на проезжей части было достаточно машин — и самолёт раздавил одну из них, где на пассажирском сиденье погиб шестилетний мальчик. В самом самолёте 98 пассажиров и 5 членов экипажа точно так же отделались травмами разной степени тяжести, но все выжили. После этого администрация аэропорта установила EMAS за створами всех четырёх своих ВПП.
Это вторая авария Southwest в этом же самом месте.
Предыдущая случилась вечером 5 марта 2000 года с аналогичным авиалайнером предыдущего поколения. Тогда Boeing 737-3T5 выполнявший рейс WN1455 из Лас-Вегаса, приземлился в сходных условиях — на влажной ВПП с превышением скорости касания на 80 км/ч и на 200 метров перелетев предельную отметку безопасного диапазона, установленную его авиакомпанией для полосы аэродрома Бёрбанк.
Самолёт ожидаемо перебежал полосу, пробил защитное ограждение и выкатился на шоссе Hollywood Way — четырёхполосную автодорогу, проходящую перпендикулярно ВПП.
Из 137 пассажиров и пяти членов экипажа серьёзные травмы получили четверо, но все остались живы.
Практически сразу после этого администрация аэропорта запросила финансирование FAA, успешно получила 1,9 миллиона долларов и к январю 2002 года установила систему EMAS. И не зря.
© Проект "Безопасность полётов" совместно с "Профессия -Небо" на ok. ru
Адрес для писем: professiya.nebo@bk.ru