Итак, я продолжаю рассказывать веселые и не очень веселые истории из собственного опыта. Слышали ли вы когда-нибудь термин Эмоциональное выгорание? Очень ярко и часто оно присутствует у педагогов. Я уже упоминала, что все мои трое детей посещали тот детский сад, в который, волею судеб я пришла работать.
Хочу сразу заметить, что свои истории я беру только из собственного опыта работы в детском саду.
Старшей дочери на момент моего устройства было уже 17, а ее воспитателю, восхитительной Надежде Ивановне, почти 62. Это была чудесная женщина, сильный педагог и мастер своего дела. Каждого родителя она видела насквозь, дети ее боготворили… Математику дети обожали, в подготовительной группе читали все, прощаясь, уходя в школу, просто рыдали… Моя дочь до сих пор с теплом вспоминает о времени, проведенном в саду.
Но, придя на новое место работать, со временем я начала замечать, как излишне нервно и резко она реагирует на шалости детей во время прогулки (гуляли мы на соседних участках). А однажды, зайдя в группу к Надежде Ивановне, вовремя сон часа, я увидела мальчика, стоявшего в одних трусиках в игровой комнате, когда все уже были в спальне.
-Ты что здесь стоишь?
Пацан, всхлипнув, потер алое ухо и со злостью пробормотал:
-Выгнала меня эта… Бабка…
Я забыла зачем шла и повернувшись, удалилась. Придя в свою группу, рассказала все в растерянности напарнице.
-Ой, в игровой? Это она что-то добрая, у нее могут весь сон час в туалете на плитке простоять!
Я была в шоке! Надежда Ивановна, Чудо-педагог и так может поступать с детьми???
Был еще один педагог, 63 лет, которая отработала 35 лет с основания сада и многие родители, воспитанные ею, вели к ней своих детей. У нее был свой пунктик-дети нынче пошли глупые, родители и того подавно! Она считала, что воспитанников старшей и подготовительной группы нужно постоянно совершенствовать.
Так что занятиям она отводила 90% времени своей смены. Занятия могли прервать только на приемы пищи. Даже на прогулках она умудрялась проводить их, приходя вечером за своими сыночками и дочками, родители видели их только за столами с прописями.
Дети заучивали наизусть массу стихов и географических названий, решали логические и математические задания и разбирали состав слова. Приход молодой напарницы на смену встречали криками «Ура!», они элементарно хотели играть, некоторые просто лежали на ковре, глядя в потолок.
Что-же такого, скажете вы. Обучение-это хорошо, но неужели для этого надо так третировать детей, лишать их детства?
И почти у всех воспитателей, старше 60 в разговоре присутствовали фразы-«я устала, они просто-тупые (дети, родители), «вот в наше время…», «видеть их больше не могу» и тому подобное.
Это все признаки эмоционального выгорания. Конечно есть практика, которые помогают справиться с этой проблемой, но иногда нужно просто оставить работу и заняться собой.
Почему же эти измученные женщины еще работают? Ответ прост-пенсия, что они заработали мизерная, а на этой работе можно продержаться еще несколько лет за счет старых заслуг. Боюсь предположить, что с повышением пенсионного возраста, лет через 20, мы получим целую армию таких чудаковатых и психически выжженных воспитателей.
Спасибо всем! Берегите себя и своих деток!)