Найти тему
Андрюс Мишкинис

Лоу-фай парад (Субъективная подборка альбомов музыки Lo-fi)

Для начала выдержка из Википедии

Ло́у-фай музыка (англ. Lo-fi music, от low fidelity — низкое качество) — направление в инди-музыке, для которого характерно низкое качество записи звука. Многие лоу-фай-инди-группы записывают свою музыку на дешёвые кассетные рекордеры. Это своеобразная форма протеста, которая присуща панку или гаражному року.

Ну об идеологии lo-fi мы пока не будем. Сегодня будет лишь небольшой субъективный парад полюбившихся альбомов, которые игнорируют "стандарты студийного качества".

Отдельно поясню, что не все из представленных ниже музыкантов, НАМЕРЕННО использовали такое качество. Некоторые из них просто не имели профессиональных навыков, но компенсировали это живой энергетикой и кайфом от собственного творчества. А эти штуки вам, поборники идеального звука, ни на каких студиях не нарулят. И ни за какие деньги. Итак, погнали...

ЗАПАД:

The Stooges - Fun House (1970)

Возможно, первый альбом этих детройтских безумцев считается лучшим, но мне ближе второй. Именно здесь, как мне кажется, группа смогла выдать тот животный драйв, которым славится гаражный рок. Записанный с минимумом наложений, со всеми возможными нарушениями "канонов" звукозаписи, "Fun House" был коммерчески провальным, но тем не менее культовым альбомом.

Дикие крики Игги Попа в начале "TV.Eye" своего рода символ того, что тогда на рубеже 60-х и 70-х рождалась новая волна, которая ещё выбросит на берег Джонни Роттена и "Ramones". Особенно мне нравится трек "L.A. Blues". Блюз такой блюз, ага! Похоже в этой доброй и мелодичной композиции музыканты решили выложить все свои фирменные фишки. Тут и всевозможные вопли, и шум и игра мимо нот и сырой гаражный звук. Такое ощущение, что опусы Anal Cunt были вдохновлены именно этим "блюзом".

Beat Happening - Beat Happening (1985)

Если верить всевозможным энциклопедиям, Beat Happening - пионеры жанра lo-fi. Они записывались на четырёхдорожечный кассетник без бас-гитары. С первых звуков альбома прямо-таки впадаешь в детство. Это детская музыка, записанная взрослыми людьми. Простые песни (порой на двух аккордах), аранжировки крайне упрощённые, некоторые треки, похоже, так и оставили недописанными. И над всем этим ощущение абсолютной гармонии мира. Ещё радует удачное сочетание мрачноватого баритона Кельвина Джонсона с звонким голоском Хизер Льюс. Голоса не всегда попадают в тональность.

Но в данном случае это скорее достоинство. Ведь дети обычно не поют по нотам, если только они не учатся в музыкальной школе.

The Velvet Underground - The Velvet Underground and Nico (1967) и White Light/White Heat (1968).

О Velvet Underground было сказано много и будет сказано ещё немало. Но, увы, все восторженные эпитеты лично я бы отнёс только к первым двум альбомам. Начиная с третьего LP группа начала терять всю революционность своего звучания. Похоже, что уход Джона Кейла сильно ударил по группе. Впрочем, альбом The Velvet Underground 1969 года содержит одну безумную жемчужину "The Murder Mystery". Остальные два альбома "Loaded" (1970) и "Squeeze" (1973) лично мне интересными не кажутся.

Но первые две работы были невероятно хороши! Их стоит воспринимать совместно, сначала альбом 67, а затем 68-го. Если дебют ещё содержал некоторые "красивости" типа "Sunday Morning", то на втором начался нойз. Википедия сообщает, что на записи "Sister Ray" звукорежиссёр покинул студию и предоставил музыкантам самим рулить звук. В итоге 17 минут чистого адреналина. Причём в отличие от каких-нибудь Merzbow White Light/White Heat всё-таки не так травмирует слух. Очень даже позитивная музыка. Ещё хочется отметить сказочный голос Нико на пластинке 1967 года.

Nirvana - From the Muddy Banks of the Wishkah (дата выпуска 1996 год)

Я долгое время игнорировал этот концертник Нирваны, предпочитая знакомые студийные версии. Но потом я всё-таки послушал и понял, что услышать знакомые песни без студийного лоска очень даже стоит. В живой записи расстояние между слушателем и автором минимально. В live-версиях драйва и искренности больше чем в привычных студийных версиях. Плюс отличия в аранжировках. Smells Like Teen Spirits играется чуть ли не в два раза быстрее. В Polly объединили две версии: спокойную (как в Nevermind) и тяжёлую (как в Incesticide).

СССР:

Крематорий "Винные мемуары"(1983), "Крематорий-2" (1984)

Два первых альбома московской группы с оптимистическим названием. Первый записан дуэтом Армен Григорян/Виктор Троегубов. Во втором появился Александр Севастьянов, который колотил в похоронный барабан и альтист Дмитрий Плетнёв. Насколько я знаю, Плетнёв был не совсем здоров психически. Для группы "Крематорий" то что нужно!

Оба альбома записаны и сыгранны с просто-таки вызывающим дилетантизмом. Голоса не всегда попадают в ноты, инструменты порой играют "по соседям". Но всё это придаёт ещё больше очарования группе с таким жизнеутверждающим названием.

Я не случайно очередной раз упоминаю название группы. Я считаю, что не бывает плохих и хороших концепций. Это дело вкуса. Главное то, насколько выдержана эта концепция. У раннего "Крематория" всё было безупречно именно с концептуальной точки зрения. Именно такое качество записи и исполнения нужны были этим работам. У них есть ещё и песня с названием "Крематорий". Короткая песня.

На этой улице нет фонарей,

Здесь не бывает солнечных дней,

Здесь всегда светит луна.

Земные дороги ведут не в Рим.

Поверь мне, и скажи всем им -

Дороги, все до одной, приводят сюда,

В дом вечного сна,

В дом вечного сна,

В дом вечного сна -

Крематорий...

Эту песню группа несколько раз перезаписывала. Но самым лучшим исполнением я считаю именно первое. В "Винных мемуарах". "Подвальный" звук, наложенные звуки волчьего воя и ветра. Страшная вещь.

Сами музыканты прохладно относились к первым альбомам, считая их несерьёзными. Однако именно на них были записано большинство ключевых песен группы. В 1993 году, группа решила перезаписать свои хиты в хорошей студии, с хорошими инструментами. В итоге получился сборник "Двойной альбом", который стал самой продаваемой работой группы. И он действительно хорош. Но даже на нём заметно, что некоторые песни из "Винных мемуаров" и "Крематория-2" при переходе в хорошее качество потеряли что-то неуловимое, ту самую "поехавшую" атмосферу " оркестра дома вечного сна.

ДК - Непреступная забывчивость (1987)

Группа ДК, загадочное явление на нашей рок-сцене. Они почти не давали концертов, занимаясь исключительно студийной работой. Их идеолог Сергей Жариков - весьма неординарная личность, в голове которого, по ходу, роилось немало интересных идей.

Используя элементы (как сейчас бы сказали мемы) советского бытия, ДК создавали один интересный альбом за другим. Я бы назвал их советскими Psychic TV (творческие методы в чём-то схожи). Именно советскими. С распадом СССР распалась и группа ДК.

В данный же список они попали из-за того, что осознанно играли с плохим звуком. Цитирую Жарикова:

"Как автор подавляющего большинства композиций и аранжировок группы, как режиссер /или "продюсер"/ я хочу отметить существование в искусстве так называемого НЕМИМЕТИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА. Немиметический фон создается умышленным искажением звука, введением нарочитых технических ошибок, щелчков, шумов и т. п.

Основная цель — подчеркивание "документальности" материала, "подполья" / вот, дескать, наболело, и есть что сказать, а возможностей нет/. В "подпольном кино", например, умышленно царапают пленку, недопроявляют ее, во время съемок дергают аппаратом и так далее…"

Выбрать один из множества их альбомов непросто. Но я выбрал тот, который смог честно осилить. Слушать их нелегко. По многим причинам. "Непреступная забывчивость" писался в Ленинграде на студии Алексея Вишни (звукорежиссёр, который записал, к примеру "Группу Крови" Кино). Вишня так же выступил вокалистом большинства песен. Этот альбом можно ставить тогда, когда кто-нибудь из младшеньких спросит: "А что такое Перестройка?". Временами от этого альбома становится жутковато. Особенно, когда Жариков начинает наговаривать свои стихи под индустриальный шумовой фон.

Наутилус Помпилиус - Невидимка (1985)

Конечно, НАУ не относится к lo-fi группам, но альбом "Невидимка" вполне сравним по силе воздействия с дебютом Beat Happening того же года. Несмотря на то, что вроде как у них была аппаратура и более-менее грамотный звукач, "Невидимка" — это вполне себе лоу-фай. Разве что куда более мрачный, чем у Beat Happening. Более странного альбома у Наутилуса не было.

Похоже, музыканты и сами не поняли, что натворили. Да и тогдашняя рок-тусовка альбом не оценила. Действительно это было ни на что не похоже. Вернее, была попытка сыграть "новую волну", но из-за непрофессионализма у музыкантов получилось что-то своё, куда более любопытное.

В 1989 году Наутилус выпустили альбом "Князь Тишины", записанный в студии Аллы Борисовны Пугачёвой. Это была профессиональная запись, которая вышла на виниле и сделала группу суперпопулярной. Но произошла знакомая история. Переписанные в хорошем качестве песни потеряли ту "шизоидность" и иррациональное обаяние, которые были на ранних альбомах. Альбомах, которые были "неправильно" записаны.

PS:

Естественно в одном посте нельзя охватить все интересные lo-fi записи. Нужно отдельно писать о проектах Егора Летова (главного лоуфайщика СНГ), про культовые Sebadoh и Pavement и многое другое. Так что скорее всего будут и другие посты на эту тему.