Очень простой вопрос: что за грузовики изображены на фото? Глядя на кабину, просится ответ «МАЗ». А если посмотреть на характерную переднюю ось, то можно предположить вариант «ПАЗ». Но оба ответа, конечно же, неверные.
Эти необычные машины совсем недолго, в 1989-1991 годах, выпускали в Баку – на заводе, который с конца 1980-х до середины 1990-х успел сменить аж три названия: БЗСА (Бакинский завод специализированных автомобилей), БиАЗ (то же самое, но на азербайджанском языке – Бакы ихтисаслашдырылмыш автомобиллер заводу) и БакАЗ (Бакинский автомобильный завод). Вот только существования в условиях свободного рынка он не вынес.
Это не удивительно: автосборочное производство не территории Азербайджана имело крайне сложную логистику доставки комплектующих и слишком маленький рынок сбыта после развала СССР. Впрочем, то была общая проблема для всех автомобильных предприятий в Закавказье, включая армянский ЕрАЗ и грузинский КАЗ.
Но вернемся к нашему фургону. Назывался он БЗСА-4706 и отличался весьма передовой конструкцией, а кроме того – реально был весьма востребованным типом специализированного автомобиля, не имея прямого аналога в Советском Союзе. Это была своего рода предтеча мазовского среднетоннажного «Зубрёнка», появившегося несколькими годами позднее. И, вопреки расхожему мнению, фургоны БЗСА-4706 не строились на самоходном шасси автобусов ПАЗ-3205 и фургонов-«пингвинов» ПАЗ-3742, на выпуске которых, собственно, и специализировался долгие годы БЗСА.
В основе БЗСА-4706 лежала рама оригинальной конструкции, лонжероны которой были унифицированы с грузовиками ЗИЛ. Бензиновый двигатель V8, 4-ступенчатая коробка передач, широкая передняя ось и передняя подвеска, задний мост и тормозная система были такими же, как на автобусах ПАЗ-672М и фургонах ПАЗ-3742. Кабиной и рулевым механизмом с фургоном поделился самосвал МАЗ-5551. А задняя рессорная подвеска у него была оригинальной.
На шасси БЗСА-4706 в основном устанавливали изотермическую будку для перевозки замороженки и охлажденки. Существовала и модификация с морозильной установкой – она называлась БЗСА-47061. В чем выгода такой машины? В маневренности и вместимости. Если изотерма на шасси обычного «газика» вмещала всего 14 кубов, то БЗСА – уже 19 кубов, как фургон на шасси ЗИЛа. Ну, а разработкой этого фургона занимались во львовском институте ВКЭИавтобуспром, входившем вместе с заводом БЗСА в одно всесоюзное промышленное объединение (ВПО «Союзавтобуспром»). Вот так выглядел первый макетный образец, которому первоначально по проектной документации был присвоен львовский индекс «3766»:
Как видно, для него планировали оригинальную компактную кабину. Но освоение совсем новой кабины под скромные объемы производства БЗСА сделало бы проект нерентабельным, поэтому по экономическим соображениям переориентировались на серийную кабину МАЗ.
Что касается количества выпущенных экземпляров фургонов БЗСА-4706 и БЗСА-47061, то оно едва ли могло превысить сотню единиц. Известно, что в 1989-м в Баку собрали 31 фургон, в 1990-м – еще 16 шт. Выпуск за 1991-й год остался невыясненным, но понятно, что значительным он уже не мог быть по определению. Пока наибольший номер шасси, который доводилось «вылавливать» в эксплуатации на машине 1991 года выпуска – это № 066. Если вдруг кто-то из читателей знает о машине с более «старшим» номером шасси – напишите в комментариях.
Абсолютный цирк – это то, как регистрировали подобные фургоны в ГАИ. Доводилось видеть самые разные интерпретации марки машины в документах, но правильную – почти никогда. Самые частые варианты – в техпаспорт, а потом и в современный ПТС заносили марку «ПАЗ» или «МАЗ». А иногда одна и та же машина чудесным образом меняла марку при очередной смене собственника. Например, экземпляр 1989 года выпуска с № 002, приобретенный Шатурским мясокомбинатом, встал на учет как «ПАЗ-47061». Потом его купил частный владелец, и инспектор ГАИ при осмотре машины на площадке возмущенно воскликнул: «Да какой же это ПАЗ?!» Так в новых документах этой машины появилась запись «МАЗ-47061» )))
А недавно нам звонили для консультации из отдела сертификации Павловского автобусного завода. Им пришел запрос из ГАИ с вопросом, имеет ли отношение к заводу «грузовой фургон ПАЗ-47061». Как вы догадались, вопрос этот возник как раз при неудачной попытке перерегистрации одной из таких машин нынешним владельцем… Что же касается самого Бакинского автомобильного завода, то после прекращения сборки фургонов БЗСА-4706 он еще некоторое время продолжал производить автобусы и фургоны с «пазовскими» передками, а также прицепы. Последним годом выпуска таких машин, судя по всему, стал 1994-й, когда для дальнейших поставок в РФ потребовалось пройти обязательную процедуру сертификации. Только ни денег, ни специалистов для этого у завода, видимо, уже не было…
Не забывайте ставить «лайк» и подписываться на канал «МАШИНА», если материал вам понравился. Также рекомендуем почитать про необычные фургоны полукапотной компоновки ТА-3760, которые строили на шасси ГАЗ-53А в Эстонской ССР.